ЭКИПАЖИ, ПОВОЗКИ И ИХ ИЕРАРХИЯ
Извозчики делились на две группы: ломовые и легковые. Ломовые извозчики специализировались на перевозе грузов: мешков с сыпучей продукцией, дров, строительных материалов, бочек, сена и т. д. В общей иерархии извозчиков они относились к низшей категории. Тем, кто был занят этим промыслом, приходилось не только доставлять груз, но и отвечать за его погрузку и разгрузку. Со второй половины XIX века этим ремеслом занимались в основном крестьяне.
Более привилегированное положение занимали легковые извозчики. Их работа заключалась в «быстром и подобающем доставлении клиента в означенное оным место». Изначально пассажиров возили на одно- и двухместных повозках, которые в народе назывались калиберные дрожки, или калибер. На них мужчины ездили верхом, женщины садились боком, поскольку это была простая доска, положенная на обе оси, с четырьмя примитивными круглыми рессорами. Одноместный калибер назывался «гитарой» – по сходству формы сидения. Зимой такие повозки превращались в небольшие санки. Потом дрожки стали называть пролетными, или пролетки.
Изначально это были экипажи с жёсткой ходовой частью. Тряска по деревянным и грунтовым городским дорогам не очень устраивала клиентов, поэтому со времён Екатерины II деревянные мостовые стали укладывать из брёвен под углом 40–45 градусов к направлению движения. Такую дорогу случайно откопали в 2003 г. рядом со зданием Городской Управы на улице Ленина. Прогресс не стоял на месте, и в 1840-х годах появились рессорные пролетки. Извозчики ожидали седоков на биржах – выделенных (платных) стоянках.
Городские легковые извозчики разделялись на ванек, лихачей и нечто промежуточное – живейных. Ванькой обычно назывался крестьянин, который приезжал на заработки в город. Чаще всего этот тип извозчиков можно было наблюдать зимой. По выражению Некрасова, на «ободранной и заморенной кляче» и с соответствующей повозкой и сбруей. У лихача, наоборот, была хорошая, резвая лошадь и щегольской экипаж. Эта высшая каста извозчиков обычно стояла на своих постоянных местах у ресторанов, трактиров или театра. Живейные назывались так не случайно. Клиент ещё подумал, а тот его уже «узрил» – и тут как тут: – Куды изволите, барин?
Во второй половине XIX века в Калуге появился новый вид «междугороднего транспорта» – дилижанс. Его организовал оборотистый купец и владелец сети извозчиков в Москве и Петербурге К. Т. Ечкин. Но в связи с открытием первой железной дороги в губернии просуществовали они недолго.
Не стоит думать, что извозчики при царизме были некой вольницей, как, к примеру, сегодня таксующие. Чтобы заниматься извозом, нужно было получить (оплатить) патент на этот вид деятельности, который выдавался или продлевался сроком на один год. После очередной перерегистрации выдавали два знака: один прибивался к экипажу, а второй извозчик нашивал себе на спинную часть верхней одежды (шапки). Седоку его номер был хорошо виден. Очень популярными были экипажи типа фаэтон, но в истории они сохранились с названием пролётка.
Для горожан и извозчиков существовала установленная городскими властями такса на проезд. И горе было тому лихачу, который «сдирал с пассажиров лишку». Он моментально лишался патента, а это был прямой путь к разорению.
Интересно отметить, что при обнаружении пьяного на улицах полицейский подзывал ближайшего ямщика, и тот отвозил горемыку домой, где сдавал на руки родственникам или жене. После этого по рапорту околоточного получал в Городской Управе компенсацию за проделанную работу. Бывали и криминальные события, в которых фигурировали извозчики. Вот лишь некоторые эпизоды:
5 декабря 1895 г. калужский мещанин Дмитрий Иванович Дадочкин заявил в управлении (полицейское управление), что 2 декабря в 5 часу вечера он в нетрезвом виде от подворья «Кавказ» (ныне Театральная, 10 - ЮЮ) нанял легкового извозчика № 100 довезти его до церкви Богоявления, но извозчик привез его к церкви Георгия за верхом, где попросил слезть с саней, рванул за пальто, разорвав его, и вытащил из бокового кармана пиджака 26 руб., с которыми скрылся. Между тем дознанием установлено, что Дадочкина в это самое время видели в противоположной стороне – около трактира «Лондон» (ныне Театральная, 6) в совершенно пьяном виде, в разорванном пальто, с кровью на руках и лице. Извозчик был разыскан, им оказался крестьянин Сергей Иванович Богомолов, но Дадочкин отказался признать в нем ограбившего извозчика, ссылаясь на запамятование.
22 июня 1908 г. в 4 часа утра крестьянин Калужского уезда Иван Жуков заявил, что извозчик № 312 Яков Дунаев, проживающий на Козьмодемьянской улице (ныне восточная часть улицы Суворова) в д. Хохлова, проездив с ним около трех часов после выпивки вместе в трактире, завез его на угол Сенной площади и Модной улицы (сейчас это угол сквера Мира и Большевиков - ЮЮ) и, взяв его за горло, вытащил у него из кармана 12 рублей. Материал от Юрия Юрьевича Юрьева.
https://vk.com/wall385626794_12766
Комментарии 3