Украинские власти продолжают верить кумирам Левиафанства.
11 апреля 2024г. Всемирный банк опубликовал доклад о состоянии экономики стран Европы и Центральной Азии «Раскрытие силы частного сектора» (Unleashing the Power of the Private Sector). Основная тема – как создать благоприятные условия для частного бизнеса, чтобы он ускорил экономический рост. Тема архиактуальная для Украины. Нам позарез нужен экономический успех, чтобы обеспечить как победу на фронте, так и восстановление материального и человеческого капитала.
Посттоталитарные советские страны, которые стали членами Евросоюза, создали гораздо более качественные институты развития. Они воспользовались процессом вступления в ЕС, как катализатором изменений. Для остальных двадцати стран Европы и Центральной Азии (ЕЦА) транзит от госплана продолжается. После 32 лет мы уверенно можем сказать, что он зашёл в тупик. Если в период 2000-09гг. среднегодовой рост для их был 5,1% ВВП, то в 2010-2019гг. он снизился до 3,1% ВВП, а в период 2020-2023гг. он составил всего 2,6% ВВП. Правительства не смогли адекватно адаптироваться к последствиям глобального финансового кризиса, долговому кризису Европы, резкому падению цен на сырьевые ресурсы 2015г., COVID-19 и российскую войну в Украине.
Замедлился процесс преодоления отставания стран региона от США, как страны-маяка. В 1999г. ВВП на душу населения у них был 10% американского, в 2009г. составил 15%. Затем, в 2010-2023гг. скорость конвергенции уменьшилась вдвое. По итогам 2023г. реальный ВВП на душу населения в странах ЕЦА составил только 17% американского. «Действительно, с 2010 по 2023 год реальный ВВП на душу населения в странах ЕЦА рос лишь примерно на 1 процентный пункт быстрее, чем средние темпы роста реального ВВП на душу населения в Соединенных Штатах».
На начальном этапе перехода к полноценной рыночной экономике бизнес воспользовался либерализацией, приватизацией, интеграцией в международную систему разделения труда, доступом к рынкам капитала, относительно благоприятными регуляторными условиями. Первые 10-15 лет были уникальным периодом возможностей. Двенадцать стран региона вступили в ЕС, улучшив качество институтов, получив доступ к богатому рынку. За исключением одной (Болгария) они стали странами с высоком уровнем дохода. При этот отметим, что в 2023г. ВВП на душу населения Болгарии оценочно составил чуть меньше $16 тысяч. Успех? – Конечно. Могло бы быть лучше? – Несомненно. Есть ли возможность для улучшения? – Даже в регуляторных рамках ЕС возможности есть.
В остальных странах ЕЦА за начальным реформаторским рывком последовало замедление, ухудшение условий для бизнеса. Постсоветская номенклатура трансформировала свою неформальную власть и сетевой ресурсы в права собственности. Бюрократия забронзовела. Олигархат захватил командные высоты в экономике. Номенклатурно-силовые сетевые структуры накинули на экономики плотные регуляторные сети.
Увеличился соблазн придушить рыночную конкуренцию. Производительность труда, других факторов производства начала стагнировать и даже уменьшаться, а ведь она – ключ к экономическому росту. Всемирный банк напоминает, что «рост производительности может происходить по трем каналам: (а) появление и рост новых фирм, уход менее производительных. Это режим рыночной конкуренции/творческого разрушения или выбор компонентов для роста производительности; (б) перераспределение ресурсов от менее производительных к более производительным фирмам (межфирменный компонент); (в) повышение производительности существующих фирм за счет внедрения новых технологий, инноваций или лучшего управления (внутрифирменный компонент)».
Фирмы в странах ЕЦА менее производительны, чем в развитых странах Европы. Второе отличие – меньший фокус на международные рынки. В большей степени фирмы в странах ЕЦА ориентируются на местный и национальный уровень. На внешние рынки выходят только 8% стран, а в развитых – 13%. По размеру и секторальной деятельности фирмы в странах ЕЦА и развитых странах Европы похожи. Внутри стран ЕЦА большой разницы в производительности труда между фирмами разного размера нет. Наличие в стране высокопроизводительных компаний – показатель качественного делового климата. В нём конкуренция заставляет компании инвестировать в инновации. В странах ЕЦА «крупные фирмы могут полагаться на рыночную власть, ограниченную конкуренцию и доступ к финансам и контрактам на государственные закупки, а не на инновации и рост производительности».
По динамике бизнеса (регистрация новых фирм) страны ЕЦА также отстают от развитых стран Европы. «Уровень плотности нового бизнеса в ЕЦА составляет в среднем 2,9 новых зарегистрированных фирм на 1000 взрослых трудоспособного возраста, что вдвое ниже показателя в странах с развитой экономикой Европы».
Показатель средней частотности закрытия бизнеса в ЕЦА составил 1,5 закрытых фирм на 1000 взрослых трудоспособного возраста. Это почти на половину меньше, чем в развитых странах Европы и в Китае. Это значит, что в нашем регионе «меньше созидательного разрушения. Менее производительные фирмы с меньшей вероятностью уходят, консервируя у себя ресурсы. Не происходит их перемещение в более производительные предприятия».
Фирмы в странах ЕЦА отстают от развитых по уровню инновационности. Всемирный банк указывает только на два приятных исключения. Это Польша и Румыния. В этих странах наибольшая доля фирм, которые имеют новые патенты (8% и 6% соответственно), хотя это меньше, чем в развитых странах Европы (~15%). Всемирный банк неустанно повторяет четыре основные препятствия для стимулирования бизнеса инновациями:
1) улучшение качества конкурентной среды;
2) уменьшение искажений, вызванных по-прежнему большим присутствием государства в экономике;
3) инвестиции в образование и преодоление разрыва на рынке труда по навыкам и компетенциям (skills gap);
4) обеспечение адекватного доступа к финансам.
В Украине все эти четыре препятствия стоят в полный рост. Параметры деловой и инвестиционной среды хуже, чем у наших региональных конкурентов, не говоря уже о мировых лидерах. Нацбанк и Кабинет Министров не планируют раскрепощение и либерализацию финансового рынка. Рынок труда работает ещё по советским лекалам. Государственная собственность пронизывает все сферы экономической жизни.
Заметим, что такая формулировка барьеров для инновационного развития - это даже не рекомендации либеральных мозговых центров, не сторонников свободного рынка. Это выводы технократов Всемирного банка, которые по определению симпатизируют Государству. Очевидно, накопленные факты и данные стали такими однозначными, что игнорировать их даже они уже не могут.
Несмотря на идеологические и методологические искажения, Всемирный банк не может не видеть очевидное. В условиях опасного накопления кризисных явлений внутри каждой из стран ЕЦА, резкого обострения внешних угроз, технологических дизрупции, хрупкости международной системы безопасности и права, а также повального увлечения протекционизмом и дирижизмом у Украины просто не остаётся вариантов выбора стратегии развития и роста, если она хочет 7-10% ВВП в год в течение 20 лет на своих, а не 2 - 4% ВВП на заёмных в течение десяти лет с рисками рецессии и дефолтов. Принятые украинским Правительством документы, оценки/прогнозы МВФ, Еврокомиссии и консалтинговых компаний – всё это консервирует в Украине состояние, близкое к failed state на искусственном дыхании и регулярной подпитке иностранных партнёров.
Всемирный банк не намекает, а прямо говорит о негативной роли Государства, как собственника активов и участника рынка: «Бóльшая доля государственной собственности связана с более низкой производительностью и меньшим рыночным динамизмом. Помимо госпредприятий (SEOs), существуют также фирмы, которые косвенно принадлежат государству или ему принадлежит миноритарный пакет. Есть также предприятия, управляемые местными органами власти. Вместе все такие фирмы называются «бизнесом государства» (businesses of the state BOS). Они менее продуктивны, чем частные фирмы с аналогичными характеристиками. Присутствие государства также может повлиять на динамизм рынка: увеличение числа БОС связано с более низкими темпами входа на рынок новых компаний, вытеснением частных инвестиций и усилением концентрации рынка».
В 21 стране ЕЦА действуют более 53 тысячи BOSs. Их доля в нашем регионе гораздо больше, чем в других местах, но с точки зрения выручки, как доли в ВВП, занятости, как доли от общей занятости, этот сектор имеет схожие параметры. В среднем выручка BOS составляет 18% ВВП. На них приходится 5% рабочей силы. Получается, что Государство – тормоз развития как на микро, так и на макроуровне.
Более половина BOSs находится в России. Они являются коммерческим продолжением нацистского, тоталитарного Государства. Огромный госсектор превращён в тоталитарную казарму советского образца в Беларуси. Два соагрессора в условиях относительно лёгкого доступа своих сырьевых товаров на мировой рынок, а также возможности пользоваться финансовой системой, мобилизовали свои экономики для выполнения военных целей.
На этом фоне доминация Государства в экономике Украины является то ли институциональной аберрацией из-за научного невежества, жлобства и жадности правящих элит, то ли является проявлением всё ещё сильной пятой колонны внутри страны. Той самой силы, которая консервирует по определению не работающие институты экономики и управления. Так или иначе в нынешнем состоянии правовых и экономических институтов, с существующей сегодня структурой собственности и качеством институтов Украина обречена воспроизвести ту модель развития, которая была в стране последние 30+ лет.
В период 2000 – 2009г. страны ЕЦА росли в среднем за год на 5,1% ВВП, а Украина в этот период 4,7% ВВП. В период 2010-2019гг. страны ЕЦА показатели среднегодовые темпы роста 3,1% ВВП, а Украина за это время – 0,5% ВВП. Наконец, в 2020-2023гг. оценочно среднегодовые темпы роста в странах ЕЦА составили 2,6%, а в Украине из-за российской войны в Украине – минус 6% ВВП. Лошадь под названием «модель Государства всеобщего интервенционизма» сдохла. Пора с неё слезть, похоронить на интеллектуальном, политэкономическом кладбище утопий и токсичных экспериментов. Пора освободить место для настоящих драйверов роста и человеческого развития. Свободный рынок на основе частной собственности и логично вытекающей из неё персональной ответственности, при открытой конкуренции и малом Правительстве в режиме laissez-faire – вот наш исторический драйвер. Это та самая свобода, которая для украинца – религия. Наука и история это уже доказали. Можем, пора и нам всем поверить, прекратить молиться на кумиров Левиафанства?
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев