22-летняя Любовь Полищук и 24-летний Валерий Макаров в день своей свадьбы, СССР, 1971 год
    4 комментария
    156 классов
    Эквeлpбpиcткa Ηaтaлья Βapлeй вo вpeмя cвoeгo выcтуплeния в циpкe. СССР, 1965 г.
    1 комментарий
    102 класса
    ВОСКРЕШАЛ ИЗ МЁРТВЫХ». Невероятная история пленного хирурга Георгия Синякова. Это было уже после войны, в феврале 1946 года: в челябинскую медсанчасть Кировского завода пришёл устраиваться на работу врач-хирург. Он стоял на пороге в старом армейском обмундировании и ничем не отличался от других приходящих врачей, поэтому никто даже и не предположил, что ему довелось пережить... Этим врачом был Георгий Фёдорович Синяков - его приняли на работу, он начал работать в челябинской больнице и спасать пациентов одного за другим, а уже через несколько месяцев его назначили заведующим отделением. Вскоре по городу пошёл слух о новом чудо-враче, который мог справиться буквально с любой операцией. Правда, вместе с восхищением и похвалой ходили и другие разговоры - люди шептались о том, что доктор Синяков побывал в плену и о том, что ему нужно регулярно отмечаться в НКВД. Сам хирург на эту тему никогда не высказывался, а когда его спрашивали, почему после войны ему не вручили никаких наград, то отвечал: «Плен - это беда, несчастье человека, а разве за несчастье награждают?» О том, что Георгий Фёдорович не просто находился в плену, а был настоящим спасителем для узников концлагеря, стало известно только спустя много лет после войны, в 1961 году. Тогда в «Литературной газете» была опубликована статья про лётчицу Анну Егорову, в которой Синяков был упомянут как врач, благодаря которому так называемая «летающая ведьма» осталась в живых. Анна Егорова попала в немецкий плен после того, как её самолёт был сбит 22 августа 1944 года в воздушном бою над Студзянками. Она получила серьёзные ожоги и ранения. Немцы решили устроить публичную казнь советской лётчицы, но сначала отправили её подлечиться в надежде раздобыть у неё важные сведения перед расправой. И Егоровой повезло - она попала в руки к доктору Синякову. Он не только выходил её, но и помог избежать расправы. Позже Анна рассказывала, как Георгий Фёдорович маскировал её затягивающиеся раны под страшные гнойные области на теле. Это выглядело так ужасно, что немцы боялись даже приближаться к ней. А на самом деле в то время, как гитлеровцы думали, что Егорова при смерти, она шла на поправку. После той публикации о докторе Синякове начали писать и другие советские издания, и слава о нём разлетелась по всей стране. Десятки бывших военнопленных узнали в нём того самого доктора, спасшего им жизнь, и буквально завалили его письмами и фотографиями. Сотни человек трогательно благодарили доктора Синякова, вспоминая о том, как он обманывал гитлеровцев и организовывал им побеги, и рассказывая, как сложилась их дальнейшая жизнь. А скромный врач-хирург, ещё в концлагере получивший имя «чудесный русский доктор», никогда доселе не рассказывавший о войне, лишь говорил, что просто выполнял свой долг, и «не в плену победа делалась». ⠀ На момент начала войны 38-летний Георгий Синяков заведовал хирургическим отделением в городе Шахты Ростовской области, и уже в июне 1941 года его призвали на фронт. Каждый день ему, как и сотням других врачей, приходилось доставать с того света раненых солдат, а так как события происходили на Юго-западном фронте, где в начале войны были самые ожесточенные бои, работы у доктора было более чем достаточно. Когда же гитлеровцы стремительно начали подступать всё ближе, смещая линию фронта, советские солдаты были вынуждены отступать. Однако в полевом госпитале оставалось множество раненых солдат, которые не могли уйти самостоятельно, и доктор Синяков принял решение остаться с ними. Вот тут-то вместе со своими пациентами врач и был настигнут немцами и схвачен в плен. ⠀ Сначала доктора поместили в Дарницкий концентрационный лагерь, а в мае 1942 года перевели в другой - Кюстринский международный лагерь военнопленных неподалёку от Берлина. Спустя годы Георгий Синяков не раз будет вспоминать те жуткие времена, и особенно первые дни. «Когда всех пленных погнали на запад, - рассказывал он, - повозки были переполненными, поэтому многим пришлось идти пешком. От усталости, болезней, недоедания и ран солдаты падали на землю и уже не могли встать. Тогда немцы их просто расстреливали. … Через несколько дней всех нас пригнали в деревню, и тогда я увидел страшное. Это было за гранью моего понимания. За колючей проволокой сидели маленькие дети, женщины и старики, а одна из малышек, не переставая, кричала от жажды. Я попытался найти хоть немного воды для ребёнка, но безуспешно - солдатские фляжки были осушены до дна...» ⠀ Вместе с матерью девочки доктор решился на отчаянный шаг. На следующий день их должны были вести через деревню, где обычно стояли местные жители, и Синяков предложил женщине отдать девочку жителям деревни, чтобы те смогли о ней позаботиться. Женщина решилась, ведь это был шанс на спасение. «Возле одной из хат мы обратили внимание на старушку и стоящего рядом с ней мальчика лет восьми, - вспоминал спустя годы доктор. - Мы дали ему понять, чтобы он взял девочку. Мальчик подошёл, ему передали малышку, и он побежал. Но немцы заметили, и начали стрелять. Мальчик упал сражённый пулей. Убили и девочку. Тогда из колонны выбежала мать, кинулась на ближайшего фашиста и начала его душить. Немцы прикончили её пулей. У меня часто стоит перед глазами эта жуткая сцена...» ⠀ В лагере у доктора Синякова начались тяжёлые будни. Условия там были зверские, еды не хватало, и люди массово умирали - кто от голода, кто от болезней. Когда немцы узнали, что один из новых прибывших - врач, решили устроить ему проверку в надежде, что тот её провалит. «Они устроили целое шоу, - рассказывал Синяков, - собрали нацистов всех высоких званий и заставили меня сделать резекцию желудка одному из лагерных пациентов. Никто из них не верил, что какой-то советский врач может с этим справиться, ведь нацисты были твёрдо убеждены, что любой их санитар лечит людей лучше, чем самый квалифицированный советский хирург...» Тем временем, он взялся за работу и уверенно справился с испытанием, произведя неизгладимое впечатление на гитлеровцев. После этого ему было разрешено лечить больных пленных. ⠀ До этого больными здесь особо никто не занимался, поэтому появление врача в лагере было настоящим спасением для многих узников. Каждый день Синяков делал десятки сложнейших операций, из-за чего и получил особое уважение среди пленных - и не только. Сами нацисты начали относиться к нему лояльно после того, как доктор спас сына одного гестаповца. Во время ужина у мальчика застряла в горле кость, он начал задыхаться, и когда к нему спешно привели советского доктора, тот спас ему жизнь. В благодарность за это Синякову увеличили паёк и позволяли намного больше, чем другим пленным в лагере. ⠀ Однако за уважением немцев Георгий Фёдорович не гнался, он думал лишь о том, как спасти умирающих пленных, а некоторых и вовсе - освободить из лагеря. Тот же увеличенный паёк он старался разделять между заключёнными, а сало обменивал на картошку и хлеб, чтобы накормить как можно больше людей. Воспользовавшись своим положением, доктор подружился с немецким переводчиком Гельмутом Чахером, который сочувствовал пленным (когда-то он учился в СССР и был женат на русской женщине, Клавдии Осиповой, с которой незадолго до войны приехал в Германию). Вместе они начали устраивать побеги заключённых, а делать это удавалось с помощью хитрости, которой узники научились у Синякова. Доктор показал им, как можно имитировать смерть, замедляя дыхание и пульс. Когда констатировалась смерть военнопленных, их вывозили в ров неподалёку и сбрасывали тела в кучу. Именно там «умершие» пленные «воскресали» и уходили подальше от лагеря. ⠀ Чахер, хорошо знающий местность, разрабатывал маршрут побега из Кюстрина, рисовал карту, которая вручалась вместе с часами и компасом тем, кто решился на побег. Военнопленный Кюстринского лагеря, писатель Илья Эренбург вспоминал: «К концу ноября 1944 года, доведённый до полного изнеможения, я должен был погибнуть. Но меня спасли двое. Русский военнопленный доктор Синяков, который начал работать в лазарете, и немец-переводчик капрал Чахер. Благодаря им меня поместили в отдельный бокс для больных туберкулёзом, куда немецкий персонал старался не заходить…» В этом инфекционном боксе Илья Эренбург «воскрес», перешёл линию фронта и закончил войну офицером в Берлине. Чудом сохранилась фотокарточка Ильи Григорьевича, которую он прислал «русскому доктору», с надписью на обороте, что именно Синяков спас его в самые трудные дни жизни и заменил ему отца. Так, под номерами умерших в инфекционных бараках, куда фашисты боялись сунуть нос, доктор Синяков и его помощник прятали многих узников, готовившихся к побегу. В итоге им удалось освободить сотни военнопленных. А в августе 1944 года в лагерь попала та самая лётчица Анна Егорова. И то, что она выжила, тоже можно назвать лишь чудом. «Всех пленных согнали в одну колонну, - вспоминала лётчица. - Окружённая озверелыми немецкими конвоирами и овчарками, эта колонна потянулась к Кострюкинскому лагерю. Меня несли на носилках, как носят покойников на кладбище, товарищи по беде. И вдруг я слышу голос одного из несущих носилки: «Держись, сестрёнка! Русский доктор Синяков воскрешает из мёртвых!»» ⠀ Когда Синяков осмотрел новую прибывшую пленную, в тайнике сапога он обнаружил её награды и партийный билет. Всё это он позже спрятал в банке с ядом при помощи того же Чахера. И после осмотра Егоровой настоял, чтобы именно он занимался её лечением. «Лечить лётчицу и тратить на неё медикаменты никто не собирался. Я же пообещал Анне, что поставлю её на ноги, - вспоминал доктор, - её раны были не смертельны, но требовали должного лечения, и вместе мы придумали план: будем лечить раны и ожоги, но обдурим надсмотрщиков». Каждый день доктор Синяков приносил лётчице еду и залечивал раны, обрабатывая их рыбьим жиром и специальной мазью, благодаря которой раны казались свежими, но на самом деле они прекрасно затягивались. Однако вскоре немцы что-то заподозрили и решили отстранить Синякова от лётчицы, приставив к ней другого врача. Однако это совпало с тем временем, когда советские войска уже уверенно шли в сторону Берлина, и освобождение пленных было лишь делом времени. ⠀ Так и произошло. Немцы начали спешно покидать лагерь, но перед этим решили уничтожить оставшихся больных и раненых, а их было около трёх тысяч человек. И хотя доктору Синякову сказали, что его не тронут, он решил заступиться за оставшихся узников и пошёл разговаривать с гестаповцами. Что именно он говорил им за закрытой дверью, неизвестно, но после этого все они покинули лагерь, не сделав ни единого выстрела. А вскоре сюда пришла советская армия, и пленные были освобождены. Но на этом война для Георгия Фёдоровича не закончилась, и в первые дни после освобождения он прооперировал несколько десятков танкистов в полевом госпитале. Так Синяков и спасал бойцов до самого окончания войны, дошёл до Берлина и оставил свою подпись на Рейхстаге. ⠀ Приёмный сын Георгия Фёдоровича, Сергей Мирющенко, позже рассказывал такой любопытный случай. Георгий Синяков никогда не любил пиво. Но однажды в лагере стал свидетелем спора другого пленного советского доктора с немецким унтер-офицером. Отважный доктор говорил ему, что обязательно ещё увидится с ним в Германии, в Берлине, и выпьет кружку пива за победу советского народа. На что офицер лишь рассмеялся ему в лицо: мы наступаем, берём советские города, а вы гибнете тысячами, о какой победе ты говоришь?.. Синяков не знал, что стало с тем пленным доктором, и поэтому в память о нём и о всех несломленных солдатах, будучи в Берлине в мае 1945-го, решил зайти в какой-то берлинский кабачок и пропустить кружку пенного напитка - за Победу. ⠀ …После публикации в «Литературной газете» и без того огромное уважение со стороны челябинцев, кажется, взлетело до небес. В том же году Георгия Синякова избрали депутатом, ему даже хотели дать награду Героя СССР, но этого так и не произошло, по одной из версий, из-за пленного прошлого. Но со всех уголков страны доктору теперь приходили письма от военнопленных, которых он спас; несколько раз они даже устраивали встречи. К обрушившейся на него славе хирург относился спокойно, продолжая, как и прежде делать своё дело - спасать пациентов в обычной городской больнице. ⠀ Настолько ценного специалиста ценил и уважал весь город. Однажды вечером медики скорой помощи везли пациента с ножом в груди, которому нужна была срочная операция. Сделать её мог только Синяков, но в это время он был в кинотеатре вместе с супругой. Тогда врачи приехали и остановили сеанс, чтобы позвать Георгия Фёдоровича на помощь. Конечно, хирург тут же поехал в больницу, и всё закончилось успешно. Внучка Георгия Синякова, дочь его приёмного сына (своих детей у доктора не было), оставила много воспоминаний о своём дедушке: «Он был добр ко всем людям. У него была великолепная память, которая порой просто поражала меня. Он наизусть цитировал произведения Гюго, а они написаны не самым простым языком. Дедушка на равных общался со всеми людьми, будь то академики или дети из приходской школы, со всеми он был максимально интеллигентным и вежливым... Анекдоты ходили, что дедушка мог и десятиэтажным матом воспользоваться при необходимости, но дома я ни одного плохого слова от него не слышала. … Родной отец моего папы дружил с дедушкой ещё со времён института, они вместе работали. Но он рано умер от туберкулёза, поэтому Георгий Фёдорович взял мальчика под своё крыло». ⠀ Свою жизнь после войны доктор Синяков провёл с супругой Тамарой, которая тоже была врачом. Так и прожили они вместе - до самой его смерти в феврале 1978 года. Когда весть о том, что знаменитого доктора не стало, распространилась по Челябинску, сотни горожан пришли проститься с ним. На фасаде больницы, где работал доктор Синяков, сегодня установлена мемориальная доска, а в музее истории медицины сохранились его награды, фотографии, статьи и авторские работы. «Он прожил долгую и плодотворную жизнь, - говорит заведующий музеем. - Спас тысячи жизней. О войне старался не говорить, а уж о концлагере — тем более. Он просто делал то, что должен, оставляя за собой глубокий след в жизни многих людей. Георгий Фёдорович даже свой день рождения отмечал в день окончания медицинского университета, считая, что родился тогда, когда получил диплом врача».
    2 комментария
    50 классов
    Памяти Зои Зелинской. Сценки с пани Терезой из _Кабачка 13 стульев_
    4 комментария
    36 классов
    3 комментария
    35 классов
    Разливное пиво в полиэтиленовых пакетах. 1990 год, г. Казань
    3 комментария
    35 классов
    Он выжил в автомобильной катастрофе и чудом избежал железнодорожную. А умер в 39 лет, лежа на диване 26 апреля 1939 года родился советских актёр театра и кино Владислав Дворжецкий. Сегодня ему бы исполнилось 85 лет. На одном из творческих вечеров актёр рассказал, что в детстве не думал о сцене, как большинство его коллег. И это несмотря на то, что его отцом был знаменитый советский актёр Вацлав Дворжецкий.
    2 комментария
    66 классов
    «Вольные люди, упрямые и чистоплотные…» Как выглядели и как жили чалдоны - русские старожилы Сибири. Один забайкальский старожил как-то спросил исследователя сибирского края, этнографа Павла Ровинского: «Чево это такое? Вы не знат самых обыкновенных русских слов, адали иностранец?» Сибиряк поразился, что «человек из России» не знает «самых обыкновенных русских слов»: зонтугло — что означает отупевший, старый человек, или ханазаный — значит, лысый, кантурга — это кисет с табаком, а курягашка — молодой барашек… Ровинский потом писал, что говор старожилов Восточно-сибирских губерний имеет особую фонетику, много своеобразных грамматических форм, а их словарь «насчитывает более 3 000 местных слов, не известных в общем русском языке». А разговаривал исследователь с представителем народа чалдонов - пожалуй, самого загадочного и редкого народа нашей страны, в настоящее время исчезающего. Упоминания об этих коренных жителях Сибири можно встретить в произведениях многих классиков русской литературы – от Есенина до Маяковского и от Короленко до Мамина-Сибиряка, а колоритные сибирские словечки, например, «не знат» или «не понимат», известны всем. Сами же чалдоны до сих пор окружены ореолом тайны - единого мнения о происхождении этого народа и их названия до сих пор нет. И осложняется это тем, что на данный момент чалдоны на территории России почти исчезли… Так, по одной из версий, это были самые первые русские люди, которые пришли в Сибирь ещё до военного похода Ермака и со временем выделились в особую этническую группу. А называть себя чалдонами (иначе — челдонами или чолдонами) они стали потому, что поначалу были людьми неприкаянными, жившими охотой, рыбалкой и собирательством. Небольшими группами семей они скитались по лесам Руси и постепенно пришли в Сибирь. Собственно само слово «чалдоны» до XIX века в жаргоне сибиряков употреблялось в значении «неуёмный, бродячий люд». Есть предположение, что чалдоны — это переселенцы с юга Руси, и пришли они якобы от устья Дона. Так, один из вариантов перевода слова «челдон» – означает «человек с Дона». Или иначе – «приЧАЛивший с ДОНа». Но это объяснение среди учёных считается маловероятным, потому что кроме такой сомнительной этимологии оно ничем больше не подтверждается. Сами сибиряки рассказывают разные версии относительно происхождения названия этой народности. Так, один из них вспоминал: «Со слов моей прабабушки Ермаковой Матрёны, которая была из чалдонов, и проживала в урмане на севере Омской области, чалдонами их называли потому, что чалились (шли) они с устья реки Дон. И её предки пришли с Дона в Сибирь во второй половине 16 века, спасаясь от церковных реформ, потому как были они старообрядцами. Я склонен верить ей». ⠀ Вообще же, считается, что чалдонами коренных сибиряков стали называть уже позже - те, кто переселялся в Сибирь в 18 и 19 веках. И было это слово больше ругательное, имеющее негативный оттенок. Как пишет в своём очерке «Страна изгнания и исчезнувшие люди» (1872 год) Сергей Турбин, «по сибирским народным понятиям … люди бывают, по-первых, здешние, то есть сибирские … старожилы и, во-вторых, расейские. Разговаривая с местными жителями, переселенцами из Курской губернии, я стал расспрашивать о житье-бытье, и мне рассказали вот что: – Таперича ничего, как будто попривыкли… – А каковы соседи? – Всякие есть… На счёт сибирских, мы их чалдонами дразним, больше чаями занимаются, а работать не охочи. – А почему чалдонами зовёте? – Потому что коренные. Хотя многие слово энто употребляют как ругательное, и за него поплатиться можно… Они нас в свою очередь обзывают«посельгой» да «варнаками»». ⠀ А вот что пишет об этом томский этнограф П. Бардина в своём труде «Быт русских сибиряков Томского края»: «Чалдоны или челдоны – это сибирские старожилы, так их называли по всей Сибири. Ещё недавно большинство старожилов воспринимали это название как обидное, неприятное прозвище, тем более что оно употреблялось чаще всего с обидными эпитетами «желторотый» или «желтопупый». Но совершенно точно, что «чалдон» – это вовсе не самоназвание старожилов, так их назвали более поздние переселенцы в Сибирь. Они воспользовались этим словом, первое значение которого «бродяга, каторжник, беглый, варнак», потому что исходили из обывательского представления, распространенного в Европейской России, что все сибиряки и есть бывшие каторжники. Но со временем это слово утратило былой смысл, а приобрело новый, позитивный. В сибирских диалектах существовали и другие способы указать на давность проживания в Сибири: к слову «русский» добавлялись определения здешний, природный, коренной, местный. Были и самоназвания по месту обитания – нарымчане, сургутяне и другие». ⠀ Никто не может точно сказать и время, когда чалдоны пришли в Сибирь. Правда, немного свет на это проливает их характерный говор. Исследователи обнаружили, что среди чалдонов в ходу, например, слово «комони» (кони), которое встречается ещё в «Слове о полку Игореве», но полностью утрачено в других русских этнических группах. То есть, скорее всего, чалдоны ушли в Сибирь ещё до монгольского нашествия на Русь. На это, кстати, указывают и многие их нравы. Например, во время монгольского ига в культуре Руси сложилось почитание центральной власти и преданность людей сильному лидеру – князю (в последствии — царю). Домонгольской же Руси был свойственен больший уклон в общинность. Это и наблюдается в нравах чалдонов. Они привыкли считать себя вольными, а интересы своей общины ставят превыше всего. ⠀ О присутствии много веков назад в этих местах переселенцев из Древней Руси свидетельствуют и обнаруженные археологами кольчуги, фрагменты глиняных горшков, особого вида бусины и другие предметы, которые были не свойственны местной культуре. Поэтому, не смотря на отсутствие точного времени появления чалдонов в Сибири, совершенно ясно одно: этот народ очень древний. Во многих научно-литературных источниках (статьи, словари и т.д.) прошлого века говорится о том, что чалдоны – это старожилы Сибири и их смело можно назвать коренным населением. Если современному поколению россиян слово «чалдон» не очень знакомо, то ещё лет сто назад, судя по всему, оно было чуть ли не синонимом понятия «коренной сибиряк». У Есенина мы встречаем строки: «Глупый сибирский чалдон, скуп, как сто дьяволов, он». У Маяковского в «Советской азбуке» в качестве слова на букву «Ч» выбран «чалдон»: «Чалдон на нас шёл силой ратной…». И таких упоминаний в литературе множество. Впрочем, чаще всего представители этого народа авторами изображались в не очень приглядном виде – о них высказывались пренебрежительно, выставляя людьми недалёкими, недружелюбными и дремучими. Возможно, это связано с тем, что, по воспоминаниям русских сибирских старожилов, чалдоны всегда держались несколько обособленно. Их поселения имели свой древний уклад, говор был тоже особенным, а религия представляла собой смесь христианства и язычества. Например, в избе чалдона, в красном углу, который они называли «божница», помимо икон, могли стоять старинные фигурки-божки. Если икона случайно падала, хозяин всегда очень тревожился, приговаривая: «эх, божа обидится». ⠀ Интересно, что чалдонов в Сибири называли ещё «желтопузыми» или «желтопупыми». В народе говорили, что их кожа от природы имеет желтоватый цвет от того, что они пьют слишком много чая. И действительно, одной из характерных чалдонских традиций — питьё чая в больших количествах - «вёдрами». Каждое воскресенье они ставили ведерный самовар и подолгу пили чай всей семьёй. За это более поздние переселенцы дали чалдонам прозвище «сибирские водохлёбы». Что же касается желтокожести, то она является одной из антропометрических особенностей этнической группы чалдонов наряду с широколицестью и узкоглазостью (в детстве и в старости), несмотря на все остальные характерные славянские этнические черты. Кстати, у детей чалдонов до 5-6 лет есть так называемое «монгольское пятно» - пигментация на коже живота или копчике, которая часто встречается у монголоидных народов и проходящая с возрастом. Возможно, именно поэтому чалдонов часто дразнили «желтопузыми». О современных чалдонах известно очень мало. Люди, которым доводилось с ними общаться, обращают внимание на то, что живут они в далёких, глухих сибирских деревнях. В их поведении отмечают обычно добросовестность, медлительность, упрямство, независимость, добродушие и необычайную чистоплотность. Когда-то была широко распространена поговорка: «Крыльцо блестит — чалдоны живут». А ещё считается, что чалдоны - медлительные добросовестные работники, но не любящие исполнять чьи-либо приказы, поскольку подчинение и холопство у чалдонов традиционно считается позорным. «Их предки были свободными — «вольными людьми» в противовес «крепостным крестьянам» и «холопам». Так чалдоны сами себя относят к «вольным людям», к тем, кто не обязан подчиняться власти как свободный человек и потомок «вольных людей». Нередко у чалдонов бытует пословица «чалдон шапку не ломат», что значит — чалдон перед властью не снимает шапки, не кланяется», - писал исследователь сибирского края Павел Ровинский. ⠀ Интересно, что избы чалдонов по традиции разделяются на мужскую и женскую половины. Хозяйка не позволяет мужу заходить на свою «территорию», к которой, конечно же, относится, кухня. Готовить и заниматься любой женской работой мужчине не разрешается, равно как и женщина традиционно не может выполнять сугубо мужскую работу – чинить, рубить, строгать. Мужчинам трогать кухонную утварь — значит осквернить её. Поэтому, если мужчина заходит на кухню, женщины выгоняют его оттуда со скандалом и руганью; точно также происходит, если женщина, к примеру, решит прибраться в мастерской. Таким образом, несмотря на «равноправие» мужчин и женщин, в чалдонских традициях заложено распределение женских и мужских семейных обязанностей по половому признаку. ⠀ Именно чалдоны принесли в Сибирь традицию строить заимки, которую впоследствии переняли от них некоторые другие народы. Заимка — это примитивное сооружение, близкое по устройству к землянке или шалашу, которое строили в лесной глуши (как правило у берега реки). В них жили во время промысла. А уходя, оставляли в заимке немного еды, средства для разведения огня, тёплой одежды и посуды. Это всё предназначалось для других охотников, рыболовов или просто заблудившихся путников. В настоящее время привычку строить такие «охотничьи дома» в местах охоты и рыбалки переняли все охотники и рыбаки, включая сибирских татар, в которых принято оставлять спички, небольшие запасы еды, одежды, примитивной посуды для других охотников и рыбаков. ⠀ Возникновение традиции постройки большой срубленной чалдонской избы связано с приходом в Сибирь Ермака и новых русских поселенцев, от которых чалдоны переняли срубы и деревянные избы. В некоторых домах до сих пор сохраняется традиция покрывать стены перьями дикого глухаря (как символ богатства), а дети в качестве игрушек использовали суставы лося, добытого родителями на охоте. Известно так же, что на время бесчинств гнуса и комаров чалдоны закрывали свои кровати в избе подвешенным к потолку на верёвочках «пологом», защищающим людей от насекомых - такое иногда встречается до сих пор. ⠀ Традиционно чалдонские женщины носили чёрные платки с красной узорной вышивкой и заплетённые косы, молодые незамужние девушки могли носить нарядные белые или красные платки - появление в обществе без платка или с распущенными волосами называлось «опростоволоситься» и считалось очень постыдным. Под божницу за большой чалдонский стол принято было (и так есть до сих пор) усаживать стариков и уважаемых авторитетных людей. Гостей же и приезжих, «новых» людей сажать в «красный угол» было не принято, даже если приезжий обладал большой властью и являлся каким-то начальником. Друзей и близких родственников принято было сажать за стол рядом, а собеседников - напротив, чтобы можно было видеть друг друга при разговоре. «У чалдонов женщина подаёт посуду и блюда на стол с кухни, наливает чай и приносит на стол приготовленную еду, потому что мужчинам запрещено заходить на кухню, и, хотя женщинам не запрещено садиться за стол вместе с мужчинами, женщины никогда не садятся до того момента, когда стол готов и мужчины начали есть», - описывал нравы чалдонов этнограф Павел Ровинский. Чалдоны говорят и понимают на русском языке, хотя и с множеством архаичных форм и едва ли не дохристианских оборотов. Так, о сибирском говоре в книге «Замечания и словарь сибирского наречия» Павла Ровинского (1873 год) сказано следующее: «Сибирское наречие произошло от северо-русского, но многовековая разъединённость, совершенно иные условия исторические… дали направление оригинальное… Выговор их нежнее, и в разговорах более учтивости… Крестьянка говорит своей подруге «Вы». И обращаются так: «Здравствуй, часом братан!»». На вежливость в обращении и особенность говора сибиряков обращали внимание и другие исследователи, например: после чихания сибиряки-забайкальцы говорят: «Салфет вашей милости!». А чихавший благодарит: «Красота вашей милости!» ⠀ Необходимо подчеркнуть, что единого говора для всей Сибири не существовало, в каждой местности бытовали свои особенности. Однако сибиряк сибиряка понимал легко, ведь многие слова и целые выражения служили для общения «своих». В Енисейской губернии местными словами выражали даже счёт: един — один, пара — два, ерахты — три, барахты — четыре, чивильды — пять, евольды — шесть, по-пусту — семь, по-насту — восемь, дакинь — девять, вчкинь — десять… Многие изначально «великорусские» слова видоизменялись, потому что сибиряки часто заменяли одни буквы другими или «выбрасывали» отдельные звуки при произношении. Например, так образовались: восподин — господин, гумага — бумага, знат — знает, играм — играем, гулям — гуляем; или «щ» на «шш» — чашша, шшавель, шшиколда и тд. В некоторых случаях просто отбрасывались окончания: проста, высоко дерево, ровна дорожка, бела шуба и др. Многие слова появились в прошлом вследствие «грубого», сурового образа жизни: реветь — кричать, зобать, хлебать — есть, зубатить — грубить, чубурыхнуть — упасть и пр. В условиях выраженного индивидуализма и высмеивания пороков были естественны слова: хайлать — бестолково кричать, хаять — оговаривать, хнюкать — плакать, чмутить — сплетничать и пр. Чалдоны очень дорожат своей историей. Эти коренные сибиряки гордятся тем, что они – исконно русские, то есть потомки людей, которые перебрались на вольные земли ещё до реформ, начатых царём Алексеем Михайловичем Романовым, в результате которых Русь превратилась в Россию. К сожалению, в настоящее время самобытных чалдонов - носителей настоящего русского языка осталось не так уж и много, они - вымирающая народность. А проживают они в основном в Омской, Новосибирской областях, в Приморском и Забайкальском краях.
    2 комментария
    51 класс
    Между брючек в обтяжечку и каблучков Промелькнул сарафанчик цветастый. Позабытый наряд - дар из древних веков, В современности встретишь нечасто Поясок домотканный, длинны рукава, И коса на плече - загляденье! За спиной у красавицы ходит молва: То не девушка, а наважденье. В суете будних дней она словно плывет, Не спеша, но везде поспевая. Та славяночка не существует - живет! Ведь она совершенно другая. В ее сердце навек поселился покой, Мудрость предков - сокрытая сила. Пусть судачит толпа у нее за спиной. Не оберткой - душою пленила! ✒ Автор: Добровзора
    6 комментариев
    129 классов
    5 комментариев
    62 класса
Каталог продукции магазина «Мюр и Мерилиз» (современный ЦУМ). Москва
Краснохолмская улица, Москва, которая ушла под воду в 1908 году
Фото из архива кинопроб на картину 1973 года «Иван Васильевич меняет профессию».
На левом фото показан Вицин в образе Бунши, на правом — царя. Что ни говори, а это был бы совсем другой Иван
Персональный вертолет Rotorway Javelin, 1965 г. Его двигатель был по мощности всего 40 лошадиных сил.
Он выжил в автомобильной катастрофе и чудом избежал железнодорожную. А умер в 39 лет, лежа на диване
26 апреля 1939 года родился советских актёр театра и кино Владислав Дворжецкий. Сегодня ему бы исполнилось 85 лет.
На одном из творческих вечеров актёр рассказал, что в детстве не думал о сцене, как большинство его коллег. И это несмотря на то, что его отцом был знаменитый советский актёр Вацлав Дворжецкий.
Показать ещё