ДОПОЛНЕНИЕ.
Ранее обещалось, что тема о выборах нового главы района будет дополнена собственными наблюдениями и оценками.
Тема выборов главы и способ подачи информации в виде репортажа в реальном времени оказался интересен каргатцам. Тема комментировалась, поступили и вопросы.
Непосредственно по способу выборов был вопрос от активного участника группы А.Ракова: Подготовка к выборам, отбор кандидатов на пост главы района:насколько объективны и принципиальны?
Поэтому давайте поговорим о выборах вообще и затем - об ожиданиях каргатцев. Оценки - мои, как депутата райсовета 2-го и 4-го созывов.
Выборы главы района - не прямые, население непосредственно не участвует в них. После конкурсных процедур путем ОТКРЫТОГО голосования это делают представители населения - депутаты райсовета.
Хорошо это или плохо? В чем принципиальное различие прямых выборов и через представительный орган?
При прямых выборах население само выбирает главу и соответственно несет ответственность за результаты его деятельности. В случае неудовлетворительной работы главы - пенять не на кого. Исправлять ошибку надо самим избирателям и учиться совершать правильный выбор. Часто «обучение» занимает длительное время, учитывая, что каргатцы к вопросам местной власти относятся отстраненно, считая, что от них ничего не зависит.
Существующая форма выборов - фактически назначение главы областным уровнем власти. Здесь ответственность за результаты деятельности главы несет губернатор, следующее в вертикали власти должностное лицо. Учитывая, что 50% состава конкурсной комиссии - назначаются областью, а большая часть депутатов райсовета - представители партии власти - ЕР.
Какая форма выборов лучше? Полагаю, что для разного времени развития государства есть плюсы и минусы обеих форм. Учитывая настоящие неспокойные времена в стране, состояние экономики, наверное, должно быть более ответственное положение всех уровней власти. И спрос за результаты деятельности должностных лиц наступать быстро, государственные решения осуществляться также быстро и эффективно.
И к сожалению, положение дел в районе на момент выбора нового главы свидетельствует о том, что ответственность как органов, так и должностных лиц - очень низкая, породила много неразрешенных проблем, которые лягут на плечи нового главы.
Обращаясь на сессии к кандидатам на должность главы - просил, чтобы новый глава, не откладывая, осуществил неформальную встречу с депутатским корпусом, услышал все проблемы, которые достались в наследство, и главное - получить предложения по их разрешению. Большинство проблем «растут» и порождены деятельностью районного Совета депутатов.
Почему такой вывод? Он основан на конкретных фактах и опыта работы в райсовете 2 созыва (2010-2015 г.г.) и в настоящем – 4-го созыва.
Фактически, каждая тема, к которой пришлось прикоснуться – позволяла делать вывод о системных ошибках деятельности органов местного самоуправления. Чтобы не быть голословным – ряд примеров.
2010-2015 годы.
1. Разгар реализации программы газификации. Построены сети в Набережном, идет строительство сетей в Каргате. Создан кооператив «Факел», получивший свыше 6 млн.рублей из бюджета для организации подводок к домам. Кооператив должен строить за счет этих денег, люди постепенно возвращают стоимость подводок и так «по кругу». У единственного подрядчика строительства ООО «Монтаж» низкое качество работ, под опорами газопровода нет даже бетона на нужную глубину, отсутствует просчитанная схема сетей, нет полноценной программы газификации, нет ответственных за газификацию должностных лиц.
Уже к третьей сессии райсовета, в 2010 г., был вынесен вопрос о состоянии газификации. Ответ администрации района по поставленным вопросам подтвердил наличие проблемы. Но в последующем, депутаты от ЕР стали «глушить» неоднократные попытки вынесения вопроса газификации на обсуждение.
Частичный итог: исчезли 6 млн. в кооперативе «Факел», в суде было рассмотрено уголовное дело по строительству ГРП-6, с подтвержденными убытками в 10,2 млн.руб. из общей суммы контракта в 23 млн.рублей. На мое предложение В.Флеку взять лопаты, и хотя бы проверить наличие бетона под опорами газопровода перед тем как платить подрядчику был получен ответ – я верю заключению ростехнадзора, что все построено качественно.
Итог по программе газификации: из-за высокой стоимости строительства сетей район в 2015 году был лишен финансирования, половина Каргата не газифицирована.
2. Проверка выполненных объемов работ по мусульманскому кладбищу возле с.Голубовка. Деньги были уплачены в полном объеме, но выемка грунта сделана на треть меньше. Замеры, сделанные частью депутатов, были перепроверены работниками администрации П.Форратом, И.Бабешкиной – факт подтвердился. Но деньги от подрядчика никто обратно не потребовал.
3. Дома ветеранов. Они были построены в 2010 г. не в соответствии с проектом, но приняты в эксплуатацию. Протекали потолки, в подполье лежал снег. Когда все же была создана рабочая группа, которая должна была восстановить права ветеранов, специалисты аппарата райсовета уговаривали ветеранов не обращаться в суд – недостатки будут устранены. Этого не произошло.
Двое ветеранов из восьми обратились в суд и выиграли его у администрации района и подрядчика –Чернореченского кирпичного завода. Администрация за счет бюджетных средств устранила замечания, но не сделала полных мер по взысканию убытков бюджета с подрядчика.
По иронии судьбы, часть этих квартир ветеранов была куплена в настоящее время уже для детей-сирот, в судах рассматриваются дела уже по защите этой социальной категории.
С 2020 г.:
4. Полигон твердых бытовых отходов. На проект потрачено 8 млн. рублей. Оплата произведена за проект в 2021 году. В настоящее время можно уверенно судить, что проект «слеплен» на уровне реферата. Видимо поэтому он утерян в администрации района. По крайне мере, 4-х письменных экземпляров проекта, которые должны быть переданы в администрацию района согласно контракта еще в 2021 г. – в администрации нет.
До экспертизы проекта к месту строительства была построена ЛЭП с трансформаторной станцией. Это мешало администрации объективно оценить состоятельность проекта и отказаться от выбранного участка строительства. В настоящее время, имеется информация о том, что какая-то новая организация проводит инженерные изыскания. Сомневаюсь, что существует полноценный и компетентный надзор администрации за этими действиями.
Предыдущая «геология» была сделана на участке 20х20 метров среди болота, карта шурфов проекта не соответствует фактическому их расположению. Просто «липа». Рискуем повторить пройденное.
5. Из свежего. Отслеживая на сайте арбитражного суда дела с участием администрации района, обнаружил дело по крытому хоккейному катку. Как понял из документов, новый подрядчик приостановил выполнение работ, так как обнаружил, что предыдущим подрядчиком не выполнены качественно работы по основанию катка. Но деньги за невыполненные работы оплачены, и похоже без актов приемки скрытых работ.
Это факты и конкретные суммы бюджетных потерь. С этим не поспоришь. Было.. Хороший хозяин своих денег должен бы задуматься – почему это происходит, как устранить в будущем убытки?
Мы видим, что в приведенных случаях – это убытки по контрактам, а именно, на фоне отсутствия контроля качеств работ. На примере газификации – еще и отсутствия ее детальной программы. Почему нет контроля? Если не подозревать кого-то в умышленных действиях в таком положении дел, то это – либо отсутствие специалистов в администрации, либо их низкая компетентность, либо отсутствие управленческих решений по обеспечению качественного выполнения работ.
В начале темы делался вывод, что есть и вина депутатов в этом. Депутаты не желают вникать в положение дел. Соответственно не видят проблем, а поэтому совсем не задаются способами их разрешения.
При формировании в новом созыве постоянных комиссий, депутаты от КПРФ и ЛДПР предложили создать комиссию по муниципальным контрактам и имуществу, которая бы и занималась указанными выше пробелами. Без какой-либо внятной причины, депутаты от ЕР отказались от создания комиссии с таким профилем. Их не убедили факты многомиллионных потерь бюджета, но убедило предложение П.Форрата – а давайте в название комиссии по экономике добавим фразу «…и по имуществу». Но разве смена названий и наименований меняет содержание деятельности комиссий?
Чуть позже, те же фракции депутатов, предложили создать комиссию по противодействию коррупции и взаимоотношениям с правоохранительными органами. Такая профильная комиссия есть в Заксобрании области, и ранее рекомендовалось районам создавать такие комиссии в составе райсоветов. Указанная комиссия могла хотя бы на стадии наступления убытков бюджета принимать меры по их возмещению.
А проводя проверку проектов правовых актов, могла бы указывать на коррупциогенные признаки. Качество правовых актов возросло бы. Но депутаты от ЕР отказались от создания и этой комиссии.
По иронии, сделав себе грабли, на которые наступили позже, пытаясь неоднократно принять решение о единовременной доплате к пенсии. Если бы этот вопрос проходил обсуждение в предлагаемой комиссии, то соответствующее закону решение могло быть принято, в т.ч. в пользу желающих получить такую доплату. Не услышали, не захотели…
Почему депутаты не слышат друг друга, и не выходят на принятие решений, полезных для района, для каргатцев? Полагаю, что это отсутствие самостоятельности большинства депутатов, их административная зависимость, бездеятельность председателя райсовета.
Основная задача председателя райсовета – организация его деятельности, создание условий для обсуждения значимых для района вопросов. Этого не наблюдается.
И райсовет демонстрирует верх безответственности – ни разу не наблюдал отчет деятельности председателя о своей работе, в отличие от главы района, который делает это ежегодно. Хотя это предусмотрено Уставом и регламентом Совета депутатов. Отчет председателя райсовета о собственной работе подменен отчетом о деятельности всего Совета – сколько раз собрались, сколько решений приняли… Это далеко не отчет должностного лица за собственные действия.
А теперь от оценок ситуации к началу темы. Что может и что должен сделать райсовет сейчас, когда новый глава только приступил к работе?
В составе депутатов имеются высококвалифицированные специалисты: врачи, педагоги, инженеры в области энергетики, гидротехнического строительства, агротехники. С большим стажем работ. Использование их потенциала могло бы нивелировать нехватку специалистов в администрации, их компетенцию. А иногда и просто нехватку времени.
Полагаю, ни один депутат бы не отказал в реальной помощи администрации. Если бы депутаты привлекались к контролю на стации исполнения тех же муниципальных контрактов, то в большинстве случаев, не пришлось бы потом терять время, но уже решая вопрос возмещения убытков.
Не думаю, что депутат С.Дьячек, любитель хоккея, отказал бы в том, чтобы зайти на крытый каток, который рядом с его домом и посмотреть, действительно ли удален грунт и произведена отсыпка основания катка щебнем.
Не думаю, что В.Богачев отказал бы в том, чтобы выяснить, какие проблемы есть в организации здравоохранения в районе, и дать конкретные предложения.
Не думаю, чтобы Н.Кирильчик отказал в том, чтобы оценить соответствие построенных газораспределительных сетей рассчитанной схеме, найти выход из ситуации, когда подключение домовладений невозможно из-за несоблюдения пропускной способности распределительных шкафов.
Но такой подход надо организовывать в Совете депутатов района.
Надеюсь, что новый глава района изменит взаимодействие администрации и депутатского корпуса. Для этого нужен обстоятельный разговор.
Надеюсь, что райсовет изменит содержание своей деятельности, станет ответственным перед каргатцами за положение дел в районе, разделит эту ответственность с его администрацией.
Прошу комментаторов темы не уходит в оценку положения дел в районе, об этом сказано много.
Лучше о том, на что больше всего, по вашему мнению, надо обратить внимание, как решить имеющиеся проблемы. Как должен работать депутатский корпус?
Депутат райсовета А.Салин
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3