(Мацуо Мунэфуса, Мацуо Дзинситиро) японский поэт, теоретик стиха, сыгравший большую роль в становлении поэтического жанра хайку.Родился в Уэно в семье небогатого самурая.
Отец и старший брат будущего поэта преподавали каллиграфию
при дворах более обеспеченных самураев,
и уже дома он получил хорошее образование.
В юности увлекался китайскими поэтами, такими как Ду Фу
(в те времена книги уже были доступны даже дворянам средней руки).
С 1664 года в Киото изучал поэзию.
В годы юности служил в доме местного феодала,
однако, когда ему исполнилось двадцать восемь (1672),
вопреки желаниям родных отправился в Эдо – столицу Японии
с томиком своих стихов.
Для того, чтобы обеспечить себя, в Эдо Басе устроился
на государственную службу по ведомству строительства
водных путей, однако скоро оставил эту работу и начал давать
уроки поэзии, но это занятие денег также не приносило.
В течение девяти лет влачил полунищенское существование,
пока один из его учеников, вполне состоятельный,
не уговорил отца подарить Басе сторожку близ небольшого пруда.
Поэт обсадил её банановыми побегами и назвал
«Банановая хижина» – «Басё-ан».
Отсюда произошло его имя, вошедшее в мировую литературу.
В его стихах – образ художника, свободного философа,
чуткого к красоте и безразличного к жизненным благам.
Зимой 1682 пожар уничтожил его хижину, что дало толчок
к давно созревшему решению уйти странствовать.
Осенью 1684 он отправился в путь с одним из учеников.
В течение десяти лет путешествовал по Японии, прежде
чем вернулся в Эдо. За это время друзья отстроили хижину.
Здесь он задержался недолго и вновь собрался в путь.
Умер поэт в Осаке. Басе основал школу, совершившую
переворот в японской поэзии.
Ученики записали его беседы, которые легли в основу
эстетической концепции школы.
Поэтическое наследие его и учеников составило семь антологий,
в создании которых принимали участие и его ученики:
«Зимние дни» (1684), «Весенние дни» (1686), «Заглохшее поле» (1689),
«Тыква-горлянка» (1690), «Соломенный плащ обезьяны»
(книга 1-я, 1691, книга 2-я, 1698),
«Мешок угля» (1694), лирические дневники,
предисловия к книгам и стихам, письма,
содержащие суждения об искусстве и творческом процессе в поэзии.
А я — человек простой!
Только вьюнок расцветает,
Ем свой утренний рис.
Ива склонилась и спит.
И кажется мне, соловей на ветке
Это ее душа.
Некого больше манить!
Как будто навеки замер,
Не шелохнется ковыль.
Комментарии 9