Сегодня, уважаемые читатели, мы начинаем цикл публикаций о механических легендах, созданных на территории Советского Союза. Машинах, которые перевели наше сельское хозяйство фактически из ручного на автоматизированный труд и получили небывалую известность не только в СССР, но за его пределами. В чем их особенность, эксклюзивность? Почему они помогли отрасли брать новые высоты? Свою оценку тракторам дадут и механизаторы, и производители. А начнем с легендарного «МТЗ-80» (82).
С этой машиной связан взлет флагмана отечественной индустрии — Минского тракторного завода. В 1974 году рабочие собрали 80 тракторов, а к концу девятой пятилетки выпуск достиг 14250 штук в год. В 1976 году с главного конвейера сошел 1300000-й трактор завода «МТЗ-80». Он же стал в 1977 году лучшей моделью Советского союза и 10-миллионным союзным трактором.
Но даже сейчас, спустя 40 лет, старые «восьмидесятки» не торопятся списывать и по-прежнему используют в фермерских хозяйствах. Нет такой страны СНГ, где не знают трактор, — Казахстан, Россия, Украина, Молдова… Как создавали легенду, какие механизмы и новшества внедрили и кто стал первым его водителем?
В два раза больше передач
За основу конструкторы взяли трактор «МТЗ-50». Усовершенствовали двигатель до 75—80 л. с. По количеству «лошадок» назвали модель восьмидесятой.
Сначала опытный цех МТЗ изготовил макетные тракторы. Основной упор сделали на двигатель. Создали образцы трех моторов — СМД-14 Харьковского завода «Серп и молот», Д-160 Владимирского тракторного завода и Д-260 Минского моторного завода. Их мощность до 100 л. с.
Два опытных трактора с двигателем Д-260 в 1967 году представили на госиспытания в Кубанский научно-исследовательский институт по испытанию тракторов и сельскохозяйственных машин и на Центральную машинно-испытательную станцию в Московской области. Но на тот момент машины оказались экономически нецелесообразными. Двигатели получились с лишним запасом мощности.
Поэтому в октябре 1967 года объединенный расширенный научно-технический совет этих организаций и Научный автомоторный институт рекомендовали МТЗ сохранить параметры класса 1,4 и мощность двигателя 80 лошадиных сил.
Конструкторы белорусского завода модернизировали двигатель Д-50. Техническое задание на разработку трактора согласовали с потребителями и заинтересованными организациями. Координацией компоновочных работ, разработкой колес занимались в конструкторском бюро шасси трактора «МТЗ-50».
На заводе создали особый механизм впрыска топлива и увеличили частоту вращения коленчатого вала до 2200 оборотов в минуту. Трактор стал мощнее, а расходовал топлива меньше собрата «МТЗ-50». Изменилась и конструкция маховика двигателя. Он стал плоским — это улучшало вентиляцию всего отсека муфты. К тому же мотор меньше загрязнялся продуктами износа трущихся поверхностей. В коробке передач разработчики установили понижающий редуктор. Передач стало в два раза больше — 18 переднего и 4 заднего хода. Из других новшеств — узел ходоуменьшитель. Этот шестеренный редуктор давал трактору пониженную скорость — меньше одного километра в час. Механизатор мог управлять им наружным рычагом.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев