БОГОМАЗЫ ИЗ КОСЛАНА
Едва ли не самым ярким явлением крестьянской культуры Коми края в последней трети XVIII - первой половине XIX века было творчество косланских иконописцев отца и сына Якова и Елисея Поповых. Их имена известны благодаря авторским подписям на иконах. О подписных иконах иконописцев Поповых в храмах Зырянского края сообщали многие исследователи второй половины XIX - начала XX века, в том числе С. Е. Мельников, В. П. Шляпин, В. К. Лебедев.
В ревизских сказках Косланского погоста старший и самый знаменитый представитель рода Поповых Яков Иванов сын Попов записан как черносошный крестьянин. Родился ли он в Кослане или перешел туда из других мест - не известно, как не известно, были ли в роду Поповых иконописцы до него или же он стал первым из Поповых, кто освоил это художество.
Известно, что иконописному ремеслу он обучался у яренского иконописца мещанина Алексея Козлова.
Возможно, что Яков Попов переселился на Удору из окрестностей Яренска из-за возросшей тамошней конкуренции среди иконописцев, возникшей в следствии отходничества устюжских мастеров в Яренский уезд. Богатые заказчики предпочитали местным мастерам устюжан, которые, как правило, владели всеми видами церковных ремесел.
Кослан мог оказаться для предприимчивого изографа вполне выгодным местом жительства, так как Кослан в XVIII-первой половине XIX века был одним из трех погостов на всю Удору и Мезень и находился на пути к крупнейшей на севере Важгортской зимней ярмарке. В 1776 году косланцы возвели церковь во имя пророка Илии и, возможно, пригласили Якова Попова для украшения этой церкви. Проживая в Кослане, Яков Попов мог одинаково удобно отправляться на исполнение заказов как вниз по Мезени (иконы его письма были зафиксированы в деревянной Спасской церкви с. Олема), так и по Выми и по Вычегде.
Ревизские сказки позволяют предположить, что родился он около 1748 года, а последние выявленные документальные сведения о его работе относятся к 1840 году. Яков Попов работал в отстоящих друг от друга на сотни верст селениях от с. Олема Мезенского уезда по Вашке на западе до Спасской Ульяновской пустыни на востоке.
Иконы, подписанные его именем, были во многих храмах Усть-Сысольского уезда: "в Благовещенской, Ибской, Вотчинской, Межадорской, Введенской и прочих" церквях. Яков много работал по заказам Усть-Вымского прихода - писал иконы для иконостаса Усть-Вымской Стефановской церкви.
Своего рода признанием авторитета Якова Попова как иконописца был заказ на поновление в 1811 году одной из главных святынь Зырянского края - ростовой надгробной иконы Пермских чудотворцев Герасима, Питирима и Ионы, написанной в Вологде в 1607 году и положенной на руку с их мощами.
Ремесло отца унаследовал его младший сын Елисей. Секреты иконописного письма он перенимал у Якова, помогая ему в исполнении заказов. Иконы его письма имелись в Михайло-Архангельской церкви с. Шошка, в Благовещенской и Стефановской церквях с. Усть-Вымь. Как и его отец, Елисей Попов работал далеко за пределами Кослана.
Иконописное письмо унаследовали потомки Якова и Елисея Поповых - Лука Елисеевич и Афанасий Лукич Поповы. О них известно немного. Лука Попов в 1851 году писал иконы для Богоявленского придела Прокопьевской церкви с. Пезмог Усть-Сысольского уезда. А его сын в мае 1870 года получил 18 рублей "за написание трех икон преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, св. мученицы Параскевы и Спасителя" для Успенской церкви села Вендинга Яренского уезда. В конце XIX века с прекращением династии Поповых в Удорской волости не осталось иконописцев, работавших для официальной церкви.
К сожалению, несмотря на огромный объем созданного Яковым и Елисеем Поповыми, время и люди в XX веке оказались беспощадными к их творениям. Из большого количества виденных исследователями церковной культуры подписных икон их кисти до наших дней ничего не сохранилось.
Печатается в сокращении. Полностью читайте в источнике: Плаксина, Наталья. Богомазы из Кослана // Дым Отечества : историко-краеведческое издание. — Сыктывкар, 2015. — 2016, № 3-4. — С. 174-178.
Нет комментариев