– В ночь Пасхального богослужения будешь петь на клиросе?
– Нет, на праздничную службу пойду в Свято-Троицкий собор. А когда мы поем, то идем в Иннокентьевскую церковь… Да и разве я пою? Не пою, лишь подпеваю. Сейчас все реже и реже, давно не была, можно сказать, совсем не хожу уже.
НА ПУТИ К БОГУ
Как-то во время Великого Поста мы затронули тему вероисповедания. После одной Лениной обмолвки я изумилась:
– Ты поешь на клиросе?! – то, что на тот момент уже знала о Лене, никак не давало мне представить ее в образе участницы церковного хора. (Что, впрочем, лишь подтверждает нашу зависимость от своих наивных убеждений, что мы, будучи немного знакомым с человеком, претенцзионно полагаем, будто бы знаем его хорошо. Во всяком случае, в отношении себя много раз сталкивалась с такой реакцией близко знакомых и даже друзей, – прим. авт.)
– Раньше пела. Немного, около года. Сейчас почти уже не пою.
– Почему так?
– Любым делом нужно заниматься как следует.
Во-первых, я не знаю нот, и не могу как следует пропевать церковные песнопения. Хотя Васса считает, что у меня природный слух и приятный тембр голоса, не могу чувствовать себя уверенно, волнуюсь, что неправильно пою, а нужно полностью отдаваться пению, не сомневаться. А во-вторых, дела бизнеса два-три раза в неделю требуют отъезда из города, и это бывает не всегда планово, чаще внезапно. Из-за гибкого графика я могу невольно подвести Вассу и других певчих, если не смогу прийти, ведь по репетициям все уже сведено. Поэтому пока я перестала ходить петь, не хочу обнадеживать людей.
– Кто это – Васса?
– Матушка Васса – монахиня, живет при Свято-Троицком соборе.
– Не пойму тогда, почему вы поете в Иннокентьевской кладбищенской церкви…
– В Свято-Троицком соборе есть постоянная группа певчих, в Иннокентьевской церкви – нет. Отец Вячеслав, настоятель церкви, когда возникает необходимость, обращается к Вассе, она приглашает нас, прихожан. И организует репетиции и пение на службах (видимо, Васса в этот период исполняет функции матушки-регента, руководителя церковного хора, – прим. авт.).
А прежде Лена была мусульманкой.
Лена смутно помнит: когда они с сестрой Лилей были в нежном возрасте, мама, воспитанная в законах шариата, пригласила пожилых уважаемых женщин на какой-то исламский обряд защиты дочек от шайтана, порчи, сглаза и прочих других неприятных вещей. Женщины что-то пошептали им в ушки, о чем-то помолились, перебирая субха (бусины). Ритуал, о котором рассказывает Лена, похож на обряд имянаречения. Но обряд имянаречения допустимо проводить исключительно имаму, через 7 дней со дня рождения ребенка и не позднее 40. Тем не менее, с момента того визита женщин в семье стали считать, что Лена и Лиля приняли ислам.
– Мусульманками стали, но законов шариата не придерживались, – Лена ненадолго задумывается. – Были времена Советского Союза, Бог и Аллах отрицались, и больше у нас дома придерживались светских каких-то норм. Так у всех, наверное, тогда было.
В целом, среда, в которой мы росли, была, как я сейчас понимаю, приближена к более русской и православной, чем мусульманской, и в целом православные взгляды нам были ближе. Тогда, в детстве, конечно, мы не очень задумывались о том, кто мы по вере.
– Какие обстоятельства подтолкнули тебя к смене вероисповедания?
– К 21 году я стала понимать, что у меня есть желание принять православие, и думаю, здесь свое влияние оказала все-таки среда – вокруг меня были в основном православные люди, и мне тоже хотелось быть под защитой Бога. А потом я забеременела и пришло сильное желание покрестить ребенка, когда он родится. А как, если я сама некрещеная?.. Это же не дело. И я пошла и приняла таинство крещения. Потом родилась Настенька, и на ее крестинах у меня уже была спокойной душа, ведь была абсолютная уверенность, что я все правильно сделала. Таинство крещения в один день с Настей принимали мои папа и младший брат.
– Мама огорчилась, когда ты выбрала другую религию?
– Если и да, то никак этого не показала. В нашей семье спокойно относились к выбору, что кому исповедовать, я не помню споров на религиозной почве между родителями. О своем решении я, конечно, всем сообщила. И на тот момент я уже была взрослая, самостоятельная, замужняя женщина, мои поступки были сознательными.
– После крещения ты стала хорошей прихожанкой…
– Вовсе нет. Как многие, на церковных службах присутствовала редко, по большим праздникам, дома молилась раз от разу. Просто после крещения я стала уверена, что теперь со мной все хорошо, я под защитой Бога, Он обо мне знает и помнит.
Прошло около двадцати лет, и Лену привела в церковь потребность в утешении. Нелегкий жизненный период переживала она:
– Полностью разбитой себя чувствовала, раздавленной. Ничего не хотелось. Подруга Нина уговорила меня на исповедь. Мы пришли в Свято-Троицкий собор. Я исповедовалась. Готовилась к исповеди очень, это первая моя исповедь была. Потом другой раз, и еще, и еще… Мне становилось с каждой службой, каждой исповедью все легче… Мы познакомились с матушкой Вассой, о многом беседовали в ее келье. В Иннокентьевской церкви был ремонт, мы помогали – раскрашивали под куполом красками по трафарету, его изготовила Васса, она же смешивала для нас краски и руководила процессом. Как предприниматель, я чувствовала желание оказать благотворительность для церкви. Спросила, в чем нуждаются, и подарила шкаф, две скамьи, помогла правильно оформить закупки для церковной лавки.
Помню, как нас благословлял на крестный ход батюшка Вячеслав. Это такое возвышенное чувство, не передать словами. И на пение гимнов, молитв, псалмов в церковном хоре во время богослужений он тоже благословлял…
Я, наверное, не истинный певчий – истинный никогда не уйдет, не пропустит пение на клиросе по доброй воле. И не совсем добрая прихожанка – период сильных душевных болей прошел, и сейчас я куда реже бываю в храме, все занята какими-то мирскими делами. Быть может, я еще не совсем готова воспринять все то глубокое, что есть в православной вере, а быть может, мною еще не все дела, не относящиеся к церкви, сделаны. Это хорошо, когда тебя никто не неволит, не принуждает, силой не ведет в веру. Хорошо, когда ты потихоньку идешь сам. Мне хочется верить, что я потихоньку иду.
Два года постоянного общения с отцом Андреем, отцом Вячеславом, матушкой Вассой дали мне понимание некоторых аспектов православной церкви глубже, полнее. Теперь тайна исповеди, понятие греха, обращение молитвы к Господу для меня не просто названия. Но все же, как оказалось, пока я больше мирской человек, чем церковный.
Героиня публикации: Елена Тутынина https://vk.com/lena_tyt Фото: предоставлено Еленой Тутыниной
На снимках:
1) После Пасхального богослужения в Свято-Троицком соборе (г. Красноуфимск, 2024).
2) После благословения отца Вячеслава на участие во Всероссийском Великорецком крестном ходе, посвященному обретению образа Николая Чудотворца (г. Красноуфимск, 2023).
3) Вот так бинтовали и заклеивали стертые ноги Лена и ее подруги. Протяжённость пути Великорецкого крестного хода – 150 км (90 км из города Кирова до села Великорецкого и 60 км обратно). Ночлеги – в полевых условиях. Ход ежегодно собирает десятки тысяч паломников из России и Ближнего Зарубежья (Кировская область, 2023).
4) Во время ремонтных работ в Иннокентьевской церкви (г. Красноуфимск, 2023).
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев