Все ли могут стать лидерами?
Спрашивать: «Кто должен быть лидером?» — все равно что спрашивать: «Кто должен быть тенором в этом квартете?» Конечно, тот, кто может петь тенором.
Генри Форд
Что же происходит? Почему люди, прошедшие множество обучающих форматов, получившие обширные знания о лидерских качествах, их развитии и применении в жизни, в абсолютном большинстве лидерами так и не становятся? А кто-то, не прилагая усилий и не посещая семинары, вдруг вспыхивает яркой звездой — создает команды и ведет их к цели и успеху.
Тема лидерства постоянно муссируется в рекламе, СМИ, в анкетах, в собеседованиях и конкурсах на какую-либо должность. Требуется больше лидеров, «хороших и разных». В литературе перечислено множество психотипов лидера. Однако они либо копируют друг друга под разными названиями, либо затрагивают лишь часть качеств и свойств, которыми должен обладать лидер.
Лидерские качества… это о чем?
На этот вопрос самый исчерпывающий ответ дает тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Нет разных психотипов лидерства, а есть единственный психотип (вектор психического) с врожденными базовыми свойствами и потенциалом, который развивается и со временем нарабатывает качества и способности, позволяющие стать лидером. Речь идет о людях с кожным вектором.
Итак, признаваемые всеми главные черты лидера — это организаторские способности, умение ставить цели и достигать их, логическое мышление, дисциплинированность, соревновательность, желание работать на результат и зарабатывать. Это приспособляемость, желание быть первым, желание доминировать, умение мотивировать, делегировать и контролировать, быстрота мышления, способность работать в многозадачном режиме и т. п.
Эти свойства проявляются с детства и сразу отличают маленького кожника от других детей — его характеризуют быстрота мышления, соревновательность, приспособляемость и стремление к новизне, желание доминировать, быть первым.
Далее эти качества надо развивать в детском и подростковом возрасте, иначе они так и останутся в потенциале и не помогут человеку стать лидером. Например, дисциплину, умение ставить ясные цели и достигать их, самомотивацию и другие качества необходимо воспитывать и закреплять.
«Тот, кто не научился подчиняться, не может быть хорошим командиром…»
Аристотель
Качества лидера проявляют себя вне зависимости от места работы или учебы. Человек с развитыми лидерскими навыками и свойствами будет лидером в том обществе, коллективе, в котором он находится в данный момент времени. Поэтому остро стоит вопрос развития врожденного потенциала обладателя кожного вектора для дальнейшей реализации в обществе.
Все свойства и качества человека, в том числе и качества лидера всегда проявляются в четырех характеристиках: время, пространство, информация и энергия. Владимир Ганзен, доктор психологических наук, профессор психологии ЛГУ создал из этих характеристик современную системную матрицу в психологии — любые врожденные способности человека развиваются и реализуются в этих категориях.
Причем важнейшим моментом развития свойств является умение нарабатывать и применять их именно относительно себя, в своей повседневной жизни. То есть человек сначала сам должен стать дисциплинированным и научиться организовывать и контролировать себя, и тогда он сможет объединять других людей, приучать их к дисциплине.
Организаторские способности — я умею организовать свою жизнь в категориях время, пространство, информация, энергия. Это значит, что мой день (неделя, месяц) четко расписан, поэтому я организую свое время наиболее оптимальным образом.
Пространство, в котором я нахожусь, так же оптимально организовано — рабочее место, где всегда под рукой технические и электронные приспособления, позволяющие быстро работать, находить информацию, принимать решения. Свои передвижения я организую так же — с наименьшими потерями времени и энергии.
Организованность в категории информации позволяет мне всегда быть в курсе интересующей меня сферы деятельности — это различные подписки, семинары, организация поступления отчетов и докладных.
В категории энергия это четкое соблюдение режима работы и отдыха, исключение бесполезной и хаотичной деятельности, здоровый образ жизни, спорт, применение технических новинок для облегчения тяжелых работ.
Далее я уже способен организовать коллектив сотрудников или команду на достижение цели. Мне все это уже знакомо, я делаю все это для себя, поэтому четко понимаю, как организовать людей.
«Для превращения интересных идей во что-то стоящее нужна железная дисциплина…»
Стив Джобс
Дисциплина — я сначала приучаю к дисциплине себя в тех же категориях. Я соблюдаю свое рабочее расписание, режим дня, не отвлекаюсь на желание погулять или поглотить ненужную информацию, ответственно отношусь к своей энергии — умею себя мотивировать и оставаться энергичным.
Теперь я могу требовать дисциплину от коллектива — не опаздывать, не слоняться без дела, не «зависать» в интернете, не расслабляться. Я знаю, что такое дисциплина, и могу стать для коллег примером.
Логическое мышление — хотя и является врожденным фактором, но требует развития и наработки навыков построения логических цепочек «причина — следствие». В этом неоценимую помощь оказывают занятия математикой. Если у меня с детства вырабатывается причинно-следственное восприятие окружающего мира, то это дает возможность видеть пути достижения цели, понимать причины неудач, строить планы на будущее. Я способен быстро считать и рассчитывать варианты и свои действия.
Далее я способен выстраивать логистику в коллективе, нарисовать путь из точки А в точку Б, обозначить необходимые пункты, подлежащие выполнению, отследить проблемы и их причины, подобрать команду нужных специалистов.
Контроль — я контролирую выполнение своих же правил — расписания, передвижений, получения информации, режима работы и отдыха. То же самое я буду делать в коллективе. Я буду контролировать дисциплину, выполнение обязанностей, логику процесса, работу цепочек, скорость продвижения к цели и так далее. Я умею контролировать себя, я способен контролировать других.
«Нельзя приглашать профессионалов, а потом указывать им, как нужно работать…»
Стив Джобс
Умение контролировать — пожалуй, самый важный и трудно нарабатываемый навык лидера. Здесь очень важно научиться соблюдать равновесие, баланс между адекватным контролем процесса и желанием контролировать каждый момент в деятельности команды.
Делать всю решать возникающие проблемы, и делегировать им полномочия, контролируя лишь важнейшие моменты — сроки, результаты, решение проблем, следование целевым показателям.
И так далее по всем основным свойствам лидера. Всегда начинаю с себя, потом переношу свои навыки и умения в коллектив, становлюсь примером, становлюсь лидером. Как формальным, так и не формальным.
Однако для обладателя кожного вектора очень важен карьерный рост и материальная составляющая. Поэтому он всегда будет стремиться к официальному признанию его заслуг в виде повышения зарплаты, должности и статуса. Если в своем коллективе он не сможет этого достигнуть, то будет искать более высокую должность на стороне. Найдет такое место и без раздумий покинет старый коллектив. Любовь к новизне, к перемене мест и неприятие рутины также являются свойствами обладателя кожного вектора.
Лидер — это очень многогранная натура, но при этом обладающая строго определенным набором качеств, системой восприятия окружающей действительности и схемами поведения. Умение действовать в многозадачном режиме, быстрота восприятия и принятия решений, способность собрать команду и мотивировать ее на достижение результата, повести за собой — все составляющие присутствуют в лидере, проявляясь по мере необходимости решения тех или иных задач.
Поэтому дробить понятие «лидер» на отдельные составляющие, как рекомендуют большинство предлагаемых типологий, совершенно неправильно. Например, типы лидерства по М. Д. Херманн, где понятие «лидер» уточняется дополнительной функцией с расшифровкой и примерами. Ниже приведем эти типы:
Типы лидерства по М. Д. Херманн:
Лидер-знаменосец (определяет характер происходящего, его темп и способы преобразования) — Ленин В. И.
Лидер-служитель (точно выражает интересы своих приверженцев, действует от их имени) — Хрущев Н. С.
Лидер-торговец (обладает способностью убеждать, понимает потребности избирателей, желает их удовлетворить) — Рейган Р. У.
Лидер-пожарный (обладает быстрой реакцией на требования времени, способен эффективно действовать в экстремальных условиях) — Путин В. В.
Уже с первого взгляда видна некорректность данной типологии. Упор сделан не на содержание понятия «лидер», а на признанную форму — имена известных личностей и подгонка типа под их личные качества и общественную функцию.
Нет лидера-знаменосца или лидера-пожарного, есть человек, который глубоко понимает специфику конкретной деятельности, решает возникающие задачи, знает, в каком направлении двигаться и развиваться. Только тогда он может руководить и эффективно действовать.
Все ли могут стать лидерами?
Лидер — это всегда движение вперед, к цели. Для достижения цели лидером применяются как положительные методы (мотивация команды, материальное стимулирование, статусные подарки), так и отрицательные (давление, угрозы увольнения, увольнения по факту, интриги, демонстративные «разносы»).
Лидер — это развитые и реализованные свойства кожного вектора. И другого быть не может. Не получится стать лидером, если нет врожденных качеств и желания стать лидером. Вернее, навязанный временем и рекламой стиль жизни может вызвать желание называться лидером или приобрести лидерские качества… но только у тех, кто никогда не сможет им стать.
Поэтому на различных школах лидерства и семинарах успеха сидят люди-«не лидеры» от природы, которые могут получить знания о лидерских качествах, но никогда не разовьют в себе этих самых качеств.
полный текст статьи -
http://векторная-психология.рф/sistemno-vektornaja-psihologija-jurija-burlana/ya-by-v-lidery-poshel-pust-menya-nauchat/
Нет комментариев