Джон Мартин (1789–1854)
Сюжет
Сюжет взят художником из книги Пророка Даниила, где повествуется о вавилонском царе Валтасаре, который осквернил божественные сосуды, выпив из чаш, которые он украл из иерусалимской святыни Храма Соломона. Внезапно появляется рука и пишет на стене, но никто не может понять надпись, поэтому царь посылает за мудрецом — пророком Даниилом, который интерпретирует надпись так, что Валтасар был судим Богом, потеряет свое царство и что его дни сочтены (Дан 5, 1–31).
Описание
Картина написана художником в стиле романтизма с элементами академизма, о чем свидетельствует классической деление на три плана. Действие происходит в огромном дворце, впечатляющим своей изысканной роскошью. Визуальным центром композиции является человеческая фигура в черном – это пророк Даниил, которому предстоит дать толкование загадочным символам, появившимся на стене. Его окружают павшие ниц люди.
На переднем плане зритель видит богато накрытый стол с различными яствами, лежащими в храмовых сосудах из серебра и золота. Справа можно заметить сидящего Валтасара, облаченного в одежды из золотой парчи с короной на голове в окружении множества знатных гостей. На лице царя застыла маска ужаса – он отшатывается от Даниила, как бы не веря его словам.
Далее, на среднем плане изображены пиршествующие вельможи и слуги царя, приглашенные знатные гости, сидящие по периметру залы за накрытыми столами. Посереди проходит театрализованное действие. Но в эту минуту на заднем плане мы видим страшное видение, возникшее внезапно на потемневшем небосводе. Художник выбрал момент, когда сияющая длань еще не появилась над головами участников пира, но небеса уже разверзлись. В небесах возникают очертания Вавилонской башни и зиккурата, освещенные мертвенным отблеском луны. На стене зала для пиршеств возникают зловещие знаки. Люди напуганы этим впечатляющим зрелищем и застыли в ожидании, предчувствуя надвигающуюся беду.
Сцена пира изображена со множеством мелких деталей в ярких, насыщенных тонах. С ней контрастирует бледный, безжизненный средний план. Залы дворца, несмотря на роскошную отделку, выглядят совершенно пустыми и заброшенными. Дальний план представляет собой мощный контрастный аккорд, где на мрачном фоне проступают таинственные знаки.
Монументальная картина Мартина, несмотря на знакомый читателям Священного Писания сюжет, представляет собой своеобразный шифр. Художник опубликовал сопроводительную брошюру с ключом, чтобы помочь зрителям интерпретировать картину. Впоследствии брошюра многократно переиздавалась.
История
Картина «Пир Валтасара является вторым произведением в трилогии картин Мартина на месопотамские темы, начиная с его картины «Падение Вавилона» и заканчивая «Падением Ниневии».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев