Сведомский Павел Александрович (1849–1904)
Сюжет
Согласно Евангелию от Иоанна, житель Вифании Лазарь был воскрешен Иисусом Христом на четвертый день после смерти: «… То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший… Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет…». (Ин.11:38-44).
Описание
Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве.
Перед зрителем предстает сцена воскрешения Лазаря. Художник выбирает местом действия в пещеру — склеп, в котором по обычаю хоронили умерших, предварительно умастив тело усопшего благовониями и туго обернув его погребальными пеленами. Художник переносит действие не вовне, а внутрь пещеры, мрачные своды которой создают контраст рядом с ярко освещенной солнцем лестницей, ведущей в склеп. На лестнице стоят несколько удивленных свидетелей произошедшего чуда, а в самом низу — в центре картины возвышается величественная фигура Христа-Спасителя, идущему навстречу ожившему Лазарю. Неподвижность фигуры Иисуса Христа подчеркивается бурным движением двух женских фигур. Одна из них пала ниц, другая, потрясенная и обрадованная, заламывает руки. Хорошо передано удивление и смятение в образе старика, стоящего в глубине пещеры, но наиболее интересно решение фигуры самого Лазаря, выходящего из могилы. Зритель не видит его лица и догадывается о его движении только, по складкам савана, окутывающего его с ног до головы.
История
Особое значение в творчестве братье Сведомских — Павла и Александра занимают росписи в соборе св. Владимира в Киеве. Собор был задуман как храм-памятник русской истории, прежде всего истории православия. В течение десяти лет, с 1886 по 1896 год, художники в Риме готовили эскизы, в Киеве работали вместе с М.В. Нестеровым, В.М. Васнецовым, М.А. Врубелем, В.А. Котарбинским. М. Нестеров вспоминал, что Киев в те годы «стал как бы центром художественной жизни России», работа эта вызывала живейший интерес у просвещенных людей. В соборе Павел Сведомский расписывал боковые — северный и южный — корабли собора ,а его брат Александр помогал ему. Темы, которые были предложены Сведомскому, — исторические, из земной жизни Христа. Росписи в соборе Святого Владимира в Киеве имеют особое значение в творчестве Павла Сведомского. На эту работу его вместе с братом пригласил искусствовед Н. А. Прахов. Само приглашение на выполнение указанного заказа — свидетельство большого мастерства живописца.
Сюжет
Согласно Евангелию от Иоанна, житель Вифании Лазарь был воскрешен Иисусом Христом на четвертый день после смерти: «… То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший… Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет…». (Ин.11:38-44).
Описание
Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве.
Перед зрителем предстает сцена воскрешения Лазаря. Художник выбирает местом действия в пещеру — склеп, в котором по обычаю хоронили умерших, предварительно умастив тело усопшего благовониями и туго обернув его погребальными пеленами. Художник переносит действие не вовне, а внутрь пещеры, мрачные своды которой создают контраст рядом с ярко освещенной солнцем лестницей, ведущей в склеп. На лестнице стоят несколько удивленных свидетелей произошедшего чуда, а в самом низу — в центре картины возвышается величественная фигура Христа-Спасителя, идущему навстречу ожившему Лазарю. Неподвижность фигуры Иисуса Христа подчеркивается бурным движением двух женских фигур. Одна из них пала ниц, другая, потрясенная и обрадованная, заламывает руки. Хорошо передано удивление и смятение в образе старика, стоящего в глубине пещеры, но наиболее интересно решение фигуры самого Лазаря, выходящего из могилы. Зритель не видит его лица и догадывается о его движении только, по складкам савана, окутывающего его с ног до головы.
История
Особое значение в творчестве братье Сведомских — Павла и Александра занимают росписи в соборе св. Владимира в Киеве. Собор был задуман как храм-памятник русской истории, прежде всего истории православия. В течение десяти лет, с 1886 по 1896 год, художники в Риме готовили эскизы, в Киеве работали вместе с М.В. Нестеровым, В.М. Васнецовым, М.А. Врубелем, В.А. Котарбинским. М. Нестеров вспоминал, что Киев в те годы «стал как бы центром художественной жизни России», работа эта вызывала живейший интерес у просвещенных людей. В соборе Павел Сведомский расписывал боковые — северный и южный — корабли собора ,а его брат Александр помогал ему. Темы, которые были предложены Сведомскому, — исторические, из земной жизни Христа. Росписи в соборе Святого Владимира в Киеве имеют особое значение в творчестве Павла Сведомского. На эту работу его вместе с братом пригласил искусствовед Н. А. Прахов. Само приглашение на выполнение указанного заказа — свидетельство большого мастерства живописца.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев