Помимо святой воды верующие хранят и другие святыни. Например, артос − особый большой хлеб с изображением Воскресения Христова. Этот хлеб стоит всю Светлую Пасхальную седмицу перед Царскими Вратами в храме. Во время крестных ходов, когда все выходят с хоругвями, иконами и крестом на улицу и обходят с песнопениями и чтением Евангелия вокруг церковного здания, обычно берут с собой и артос.
В субботу Пасхальной недели с чтением особых молитв его разрезают на части, а потом раздают верующим. Артос хранится для особых случаев, его принимают во время болезни для подкрепления душевных и телесных сил. Артос принимается утром натощак, после чтения утренних молитв, запивается Крещенской водой.
О вкушении просфоры, антидора и артоса
Просфора, которая дается после окончания Литургии, является святыней и благоговейно вкушается верующим прежде принятия всякой пищи.
По правилам Церкви, антидор должен быть вкушаем в храме, натощак и с благоговением, потому что это хлеб святой, хлеб с жертвенника Божия, часть от приношений к алтарю Христову, от которого и получает небесное освящение.
Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!».
Просфору и артос хранят в святом углу возле икон. Испортившиеся просфору и артос следует жечь самому (или отнести для этого в церковь) или же пустить по реке с чистой водой.
Антидор
В конце Литургии молящимся раздастся антидор − маленькие части просфоры, из которой на проскомидии был вынут Святой Агнец. Греческое слово антидор происходит от греческих же слов «анти» − вместо и «ди орон» − дар, то есть точный перевод этого слова − вместо дарие.
«Антидор, − говорит святой Симеон Солунский, − есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынуга и употреблена для священнодействия; этот хлеб как запечатленный копием и принявший божественные слова, преподается вместо страшных Даров, то есть Тайн, тем, которые не причащались их».
Обычай раздавать антидор возник, по-видимому, в те времена, когда исчезла древняя традиция причащения всех присутствующих на Литургии. В древней Церкви каждый присутствовавший на Литургии считал обязанностью причащаться. Даже те, которые не могли присутствовать на Божественной Вечери, считали слишком тяжелым для себя лишение Святых Даров. Вот почему дьяконы разносили Дары больным, заключенным в темницах, находившимся под стражей. Те, кто отправлялся в дорогу, брали Дары с собой.
Но впоследствии такая ревность ослабла, как оскудела и любовь к Господу Иисусу Христу.
Многие совсем переставали ходить к Божественной Литургии, а из тех, кто приходил, большинство не принимало участия в Божественной Вечери. Вот почему вместо Святых Даров начали раздавать те хлебы, которые оставались от жертвы бескровной. Сначала это называли благословением (по-гречески − евлогиа), потому что эти хлебы, хотя и не освящались как Святые Дары призыванием Святаго Духа, но благословлялись и освящались уже тем, что были в числе предложения. Так как тут происходило смешение понятий (благословением − евлогиа − называлась и сама Божественная Вечеря), то раздавание хлебов стали называть антидореа, антидор, что означает − воздаяние, вознаграждение.
Первое свидетельство о раздавании частиц антидора не причащавшимся Святых Тайн относится к VII веку и содержится в правилах IX Камнетского Собора в Галлии.
В Восточной Церкви упоминание об антидоре впервые появляется не ранее XI века. Древнейшим можно считать свидетельство «Изъяснения на литургию» Германа Константинопольского по списку XI века. Далее следует указать свидетельство Вальсамона (XII в.) в 15-м ответе Александрийскому патриарху Марку.
Согласно Номоканону, при недостаточности для антидора частиц просфоры, из которой вынут Святой Агнец, можно употреблять для его приготовления просфору в честь Пресвятой Богородицы. Согласно указанию Кормчей, антидор не преподается неверным и находящимся под эпитимиею.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2