Странно, что не сказано о способе сказать "прости(те)". А "спасибо" или смех в ответ на хамство или раздражение могут быть неправильно поняты. Если человек, которого оскорбляют - верующий - то первым делом ему нужно помолиться о терпении и примирении.
у нас одна прихожанка очень хотела, чтобы Бог научил её быть терпеливой, и нас просила молить для неё дар терпеливости; и любила слова молитовки: Помяни , Господи, царя Давида и всю кротость его.
разве перед хамством надо просить прощения. Святые отцы так не учат. Данный ролик даёт конкретные психологические установки - это не православие. Но очень полезно примерить на себя и научиться неплохим психологическим приёмам. Лучше чем обижаться, ненавидеть или чувствовать вину
У нас православных в таким случаях (учат святые отцы) нужно: 1. понять, что по делам своим приемлем, 2. помолиться и за себя и за человека. А вот остальное поведение верующих среди неверующих - это по-рассуждению
Мирские (так скажем) психологи не оперируют понятием смиренномудрия. Вообще, эта область знаний изучает, по большому счёту не душу, а психику, форму взаимодействия человека с миром и другими людьми. Форму. Кожуру, по выражению кажется, игумена Никона (Воробьёва). Правила использования этой формы. А речь идёт о смиренномудрии - это добродетель духовная, то есть выше душевного, она - не от мира сего, то есть от Бога, а статья, приведённая в посте (в общем, полезная) - из обычной мирской психологии.
На всякий случай - цитаты. Прежде всего, братия, нам нужно смиренномудрие, чтобы быть готовыми на каждое слово, которое слышим, сказать «прости». (Авва Исаия) Ты окажешь милость душе брата своего, прощая его, в чем он согрешил против тебя, ибо Бог дал нам власть, если хотим, прощать друг другу согрешения, между нами случающиеся. (Авва Дорофей) Если кто солжет пред тобою, не гневайся, но скажи: прости мне.(Авва Исайя) Пред людьми должно вести себя осторожно и благоговейно, но просто, мол...ЕщёМирские (так скажем) психологи не оперируют понятием смиренномудрия. Вообще, эта область знаний изучает, по большому счёту не душу, а психику, форму взаимодействия человека с миром и другими людьми. Форму. Кожуру, по выражению кажется, игумена Никона (Воробьёва). Правила использования этой формы. А речь идёт о смиренномудрии - это добродетель духовная, то есть выше душевного, она - не от мира сего, то есть от Бога, а статья, приведённая в посте (в общем, полезная) - из обычной мирской психологии.
На всякий случай - цитаты. Прежде всего, братия, нам нужно смиренномудрие, чтобы быть готовыми на каждое слово, которое слышим, сказать «прости». (Авва Исаия) Ты окажешь милость душе брата своего, прощая его, в чем он согрешил против тебя, ибо Бог дал нам власть, если хотим, прощать друг другу согрешения, между нами случающиеся. (Авва Дорофей) Если кто солжет пред тобою, не гневайся, но скажи: прости мне.(Авва Исайя) Пред людьми должно вести себя осторожно и благоговейно, но просто, молчанием отвечая на похвалы, им же на порицания, кроме тех случаев, когда прошение прощения и, при нужде, умеренное объяснение могут успокоить и примирить к нам порицающего. (свт. Игнатий). О пользе чувства вины и самоукорении (смиренного признания своей порочности, нечистоты) - не путать с самоедством, порождаемым гордостью, самомнением - тоже можно найти высказывания отцов.
Понятно - это путь Аввы Исаий и ваш и больше никого. Христос такого не говорил. Он учил прощать, но не просить прощения у хама, чтобы не поощрять хамство
Зачем ёрничать. В каждом конкретном случае надо рассудить, как поступить и что сказать, чтобы из конкретного зла не сделать большее зло. Здесь должна работать заповедь о любви. Не думаю, что Христос имел ввиду поощрение хамства, когда говорил "подставь другую щёку". Где-то можно применить методы, указанные в статье, где-то - сказать "прости". Это тоже способ, который может быть приемлем, который работает (проверено лично)), пусть и не для всех ситуаций. Я об этом.
Согласна, что с верующими так можно поступать, но в миру вас не поймут. Про другую щеку - это сильно. Но я думала, что об этом Христос говорит в духовном смысле - т.е. по делам наши приемлем, принять, не обижаться. Но физически щеку подставить хаму - в Евангелии я такого не встречала - ни в описании , ни в притчах. Поэтому извините за "ЁРНИЧАНИЕ" ( не хотела). Просто не могу ваши слова принять. Кроме Аввы Исайи, который наверно говорил о монахах, больше никто из святых и Евангелие не говорит просить прощение у обскорбителя. Учат принять его слова, как лекарство, но поощрять - нет. Может ещё и на колени встать???
Комментарии 9
Вообще, эта область знаний изучает, по большому счёту не душу, а психику,
форму взаимодействия человека с миром и другими людьми. Форму. Кожуру, по выражению кажется, игумена Никона (Воробьёва). Правила использования этой формы.
А речь идёт о смиренномудрии - это добродетель духовная, то есть выше душевного, она - не от мира сего, то есть от Бога, а статья, приведённая в посте (в общем, полезная) - из обычной мирской психологии.
На всякий случай - цитаты.
Прежде всего, братия, нам нужно смиренномудрие, чтобы быть готовыми на каждое слово,
которое слышим, сказать «прости». (Авва Исаия)
Ты окажешь милость душе брата своего, прощая его, в чем он согрешил против тебя, ибо Бог дал нам власть, если хотим, прощать друг другу согрешения, между нами случающиеся. (Авва Дорофей)
Если кто солжет пред тобою, не гневайся, но скажи: прости мне.(Авва Исайя)
Пред людьми должно вести себя осторожно и благоговейно, но просто, мол...ЕщёМирские (так скажем) психологи не оперируют понятием смиренномудрия.
Вообще, эта область знаний изучает, по большому счёту не душу, а психику,
форму взаимодействия человека с миром и другими людьми. Форму. Кожуру, по выражению кажется, игумена Никона (Воробьёва). Правила использования этой формы.
А речь идёт о смиренномудрии - это добродетель духовная, то есть выше душевного, она - не от мира сего, то есть от Бога, а статья, приведённая в посте (в общем, полезная) - из обычной мирской психологии.
На всякий случай - цитаты.
Прежде всего, братия, нам нужно смиренномудрие, чтобы быть готовыми на каждое слово,
которое слышим, сказать «прости». (Авва Исаия)
Ты окажешь милость душе брата своего, прощая его, в чем он согрешил против тебя, ибо Бог дал нам власть, если хотим, прощать друг другу согрешения, между нами случающиеся. (Авва Дорофей)
Если кто солжет пред тобою, не гневайся, но скажи: прости мне.(Авва Исайя)
Пред людьми должно вести себя осторожно и благоговейно, но просто, молчанием отвечая на похвалы, им же на порицания, кроме тех случаев, когда прошение прощения и, при нужде, умеренное объяснение могут успокоить и примирить к нам порицающего. (свт. Игнатий).
О пользе чувства вины и самоукорении (смиренного признания своей порочности, нечистоты) - не путать с самоедством, порождаемым гордостью, самомнением - тоже можно найти высказывания отцов.