Осень 1971 года. Авианосец ВМФ США «Саратога» на подходах к базе зафиксировал сигнал неизвестного преследователя. Корабль шел на полном ходу, на скорости около 30 узлов, но оторваться от погони не получалось. Более того, таинственная подводная лодка не только шла наравне с авианосцем, но и могла его спокойно обогнать…
В тот день Пентагон пришел в замешательство – гордость американского военного флота получила «звонкую пощечину», а ранее неоспоримое превосходство США на море оказалось под вопросом. Что же это была за субмарина, и какова ее история?
Плод советского инженерного гения, секретная разработка, которая вошла в историю ВМФ нашей страны и изменила представление о подводном кораблестроении, подводная лодка проекта 661 «Анчар», более известная как подводная лодка К-162 (в 1978 г. переименована в К-222), – вне всякого сомнения, чудо военной техники, которому принадлежит мировой рекорд подводной скорости. На испытаниях К-162 достигла скорости 44,7 узла, или 80,4 км/ч, что сопоставимо со скоростью торпеды! К сожалению, данный факт не попал в книгу рекордов Гиннеса по причине секретности проекта.
В середине XX века внешняя политика США постоянно менялась. Учитывая веяния времени и напряженные отношения с СССР, командованием ВС США была принята новая стратегия «реалистического устрашения», главным пунктом которой значилось достижение превосходства в океанском пространстве. Создание ударных морских сил происходило путем формирования групп авианосцев, которым Советскому Союзу нечего было противопоставить.
В те годы СССР не обладал достаточными средствами для разработки и строительства своих авианосных кораблей, но руководство страны не могло проигнорировать новый виток внешней политики Америки. Поэтому был найден компромисс – развитие и модернизация подводных лодок.
Как говорится, новое время рождает новые потребности, которые субмарины тех лет удовлетворить не могли. Основным пунктом технического задания на разработку новой подлодки значилась возможность производить ракетный залп без всплытия, на небольшой глубине. В конце 60-х годов уже был принят на вооружение ракетный комплекс «Аметист», имевший возможность подводного пуска, поэтому перед советскими конструкторами встала задача создания субмарины-носителя, которую можно было вооружить этим комплексом.
Эта проблема рождала новую – «Аметист» обладал небольшим радиусом действия, всего лишь около 80 км, поэтому разрабатываемая подлодка должна была обладать высокой скоростью и достаточной маневренностью, чтобы в кратчайшее время сблизиться с целью, произвести пуск и скрыться. Проект такой подводной лодки был разработан в 1960 году академиком Н. Н. Исаниным.
Нет комментариев