На сцене гремел «Урфин Джюс», «Наутилус», Егор Белкин и Настя Полева – никто из них и не догадывался, что студент уральского политеха и группа «ВИА РТФ УПИ» (позже ставшая «Агатой Кристи), пока недопущенная до фестивальной сцены, потеснит скоро их всех.
Сегодня Вадиму 56. Который год он встречает свой день рождения в статусе «легенды». Сегодня немного о том, как эта легенда начиналась — и как продолжает жить.
Осенью 1984 года Вадим, некоторое время до этого игравший в ансамбле строительного отряда «Импульс», создал коллектив, который именовался «ВИА РТФ УПИ» (он же вокально-инструментальный ансамбль радиотехнического факультета Уральского политехнического института). Столь тривиальное название должно было помочь юным рокерам с покровительством от института: статус университетской группы позволял свободно репетировать и записываться. Вот так, в смежных аудиториях 237 и 239 уральского политеха родилась предтеча «Агаты Кристи». Так начал свой многолетний творческий путь Вадим Самойлов.
Творить Вадим начинал со своими близкими товарищами: Александром Кузнецовым (в будущем звукорежиссер первых альбомов «Агаты Кристи») и Петром Маем (первым барабанщиком «Агаты Кристи»).
Первый магнитоальбом группы назывался «Если» – полноценной работой на тот момент назвать его нельзя. Две из четырех композиций были инструментальными, оставшиеся две написаны на чужие стихи. Все это в рамках подготовки к фестивалю «Весна УПИ», на котором Вадим надеялся покорить университетское жюри. Увы, не сложилось. Группу обвинили в шумности и в самонадеянности. Где это видано – исполнять собственную музыку? Что значит «композитор Самойлов В.»? Из 10 возможных баллов «ВИА РТФ УПИ» получили всего 2. Это была середина 80-х годов. Рок еще не вышел из подполья окончательно, еще приходилось врать и изворачиваться, приписывать музыку то Окуджаве, то Хачатуряну, то Дунаевскому. Самойлов В. называть себя автором музыки пока не мог.
Но старт был дан. Провал на «Весне УПИ» только подстегнул к действиям. Вскоре за клавиши «ВИА РТФ УПИ» встал #АлександрКозлов (клавишник «золотого» состава «Агаты Кристи», автор музыки многих хитов группы), появился второй вокалист Александр Иванов, а группа приступила к записи альбома «Голос».
Получится ли в нем разглядеть то, что в будущем будет называться «Агатой Кристи»? При первом прослушивании можно ответить вполне конкретное «нет». Нет там ни декаданса, ни душевных надломов, ни мрачных героев – ничего такого. По крайней мере, текстуальные предпосылки отыскать крайне сложно. К «Агате Кристи», а не к Вадиму Самойлову сегодняшнему. Но об этом чуть ниже.
А после и около «Голоса» состоялись попытки штурма Свердловского рок-клуба, в который молодая группа записалась почти сразу после создания. Группу аттестовали. Далее – знакомство с «дедушкой» уральского рока Александром Пантыкиным («Урфин Джюс» по воспоминаниям обоих братьев Самойловых произвел на них большое впечатление) и встреча Вадима Самойлова с Альбертом Потапкиным – тогда барабанщиком скандальной группы «Флаг». Снова забегая вперед, отмечу, что Потапкин будет «стучать» уже в «Агате Кристи» на втором студийном альбоме группы, который получит название «Коварство и любовь». Сейчас же он продолжает работу в коллективе Вадима Самойлова в качестве гитариста и сопродюсера.
Дебют «ВИА РТФ УПИ» на сцене Свердловского рок-клуба состоялся 13 декабря 1986 года. Еще неопытные музыканты были сильно зажаты, еще и подвела аппаратура. Но их это не подкосило – наоборот, группа получила верный толчок двигаться и творить дальше. Так в апреле 1987 года началась запись альбома «Свет». Первого альбома уже не «ВИА РТФ УПИ», но «Агаты Кристи».
Да, именно этот, третий и последний альбом «ВИА РТФ УПИ» одновременно же стал первым альбомом легендарной группы. Впрочем, об этом факте практически никто не знает кроме самых преданных почитателей.
14 апреля 1987 года, еще до окончания работы над альбомом «Свет», самиздатовский журнал Свердловского рок-клуба «МаРока» писал: «14 апреля Горный институт, АГАТА КРИСТИ/КОКО. Программа смотра студенческой самодеятельности обещала быть богатой. НАУТИЛУС, БЕЛКИН, Терри… Но остальная самодеятельность тянулась так долго, что всем звездам просто не хватило времени. Услышали только АГАТУ КРИСТИ (бывш. РТФ)». И в ларьках рок-клуба свежая запись тоже фигурировала уже под именем королевы детективов.
«Свет» в дискографию группы не вошел, даже не был официально переиздан. В 2000 году Александр Козлов будет всячески отрицать принадлежность «Света» к «Агате Кристи»: «“Свет” — это творение ВИА «РТФ УПИ», и этим все сказано. “Свет” мы восстанавливать не будем, это совершенно другая музыка, к тому же, очень устаревшая». Культурологически, с художественно-музыкальной и смысловой точки зрения, это оправданное мнение.
«Харт-рок», то есть сплав хард- и арт-рока, повинующийся гребню «новой волны» – примерно так определяли стиль «Света» сами музыканты. Забавно, но через несколько лет про «Агату Кристи» и альбом «Коварство и любовь» будут писать как о «Детективе в стиле харт-рок».
Уже на «Свете» слышен талант Вадима Самойлова к звукорежиссуре и созданию интересных, сложных, разноплановых аранжировок, к получению качественного и интересного звука, которыми потом будет славиться и «#АгатаКристи». В записи поучаствовал саксофонист «Наутилуса» Алексей Могилевский, сыграв потрясающее соло в песне «Сотни больших огней», отчего и песня, и весь «Свет» зазвучали еще объемнее и интереснее.
Альбом был записан в два приема за семь ночей. Некоторые ранние песни, например, «Голос» или «Гимн», были музыкально переработаны и зазвучали по-новому. К созданию двух из девяти композиций приложил руку и Глеб Самойлов, выступив в качестве соавтора музыки к песням «Новый год» и «Стремление». Можно сказать, что именно с этого альбома начало формироваться «композиторское трио» «Агаты Кристи» – Александр Козлов, Вадим и Глеб Самойловы.
Альбом публику тогда не взорвал, да и сложно было это сделать, когда по Свердловску уже гремел «Наутилус». Но для всех музыкантов СРК было понятно, что этот релиз – лишь старт для чего-то большего.
Позитивные тексты с каким-то юношеским восприятием мира, «апофеоз мажорного арт-рока», надежды и чаяния по поводу будущего – вот, что такое «Свет». Уже упомянутая выше МаРока дала этому альбому в марте 1988 года такую рецензию: «Праздник жизни! Свет, короче…».

«Дай сил голосу криком стать» – пел тогда юный Вадим Самойлов, не подозревая еще, что его голос будет покорять стадионы и радиостанции всего постсоветского пространства. «Сотни больших огней» и правда были «впереди него» – до создания альбома «Второй фронт» и официального старта «Агаты Кристи» (сами музыканты датой основания группы считают 20 февраля 1988 года – именно того состоялся первый концерт, в котором принял участие Глеб Самойлов) оставалось совсем немного.
«Агата Кристи» у большинства ассоциируется с чем-то мрачным и тяжелым. На фоне депрессивного «Урагана» или «Чудес» романтичный «Свет» теряется совсем – уж больно не коррелирует, не соответствует в глазах большинства заданной темной атмосфере. Оттого и совершенно неудивительно, что в официальную дискографию группы он так и не попал.
Но одно важное совпадение и у «Агаты Кристи», и у «ВИА РТФ УПИ» все-таки есть – и это не только имена участников. Надежда. Обе группы, как бы странно это сейчас не звучало, давали ее – надежду на то, что где-то вдалеке обязательно есть выход. Разными путями и тропами, разными словами и разными музыкальными решениями – но обе группы демонстрировали, что в конце тоннеля есть свет.
Об этом Вадим Самойлов поет и сейчас – в своих новых песнях. Вера в будущее и в людей, порой наивно-романтичная, но потому и притягательная, проскальзывает в композициях «Семь миллиардов богов», «Новая жизнь», «До первой крови» (в среде фанатов более известная как «Опасно быть людьми»). В ноябре 2017 года Вадим Самойлов говорил: «Содержание моей натуры не изменилось. Просто сейчас он транслируется с точки зрения прожитого опыта и понимания сути человеческой природы». Юношеский максимализм из «Света» трансформировался, но сути своей не изменил.
«Они, конечно, во многом наивные, не из сегодняшнего дня, но в них есть чистота и идеи, которые в течение жизни не были растрачены. Они, возможно, утопические – такие мечты о светлом и большом, но к ним полезно возвращаться, и я собираюсь это сделать» –так рассуждает Вадим Самойлов о своем раннем творчестве сейчас. На концертах до недавнего времени можно было услышать «Голос» и «Сотни больших огней» в новых аранжировках. Как утверждают сам исполнитель и его сопродюсер Альберт Потапкин, часть композиций, написанных еще в конце 80-х, войдет в будущий сольный проект. И, можно сказать, такое решение вполне оправдано. Старые песни в контексте прожитых лет и новых работ приобретают новое звучание. Первоначальный смысл при этом не теряется, наоборот, будто становится еще более очевидным, и, что самое важное, общечеловеческим.
#Рок #свердловскийрокклуб
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 9