"Люди не хотят идти к врачу, потому что первичное звено медицинской помощи находится в кризисе".
— Из поликлиники медицина ушла. В поликлинике теперь нет медицины. В поликлинике есть ремонт, есть оборудование, есть маршрутизация пациента, есть инструментальная аппаратная диагностика. Но мыслительная медицина, обобщающая, аналитическая, говорящая о диагнозе и лечении, из поликлиники ушла. На это нет времени, а если нет времени, то этим не занимаются, а если не занимаются, то теряется навык. Поэтому навык постановки диагноза и осмысленного лечения из поликлиники ушел. Поликлиника только направляет. Я все время говорю своим докторам: там где появляется слово «направить», там кончается медицина. Как только вы направляете, то вы подписываетесь: «Я не знаю, не хочу, не буду, не умею. Я только направляю». К сожалению, это так.
Я 20 лет проработал в стационаре, 20 лет в поликлинике и могу сказать: диспансеризация не работает в принципе. Например, главврач поликлиники просто берет список сотрудников у знакомого руководителя какой-то организации и проводит их как диспансеризованных, для отчета.
Мы в Ассоциации врачей первичного звена пытаемся наладить нормальную медицинскую помощь, диагностику. Я прихожу в поликлиники и предлагаю начальству: давайте проанализируем ваши диагностические ошибки, лечебные ошибки, обобщим, найдем узкое место, преодолеем, сделаем даже из этого научную работу, если вы хотите быть кандидатом в доктора наук. Мне отвечают: тема интересная, но мы так делать не будем, потому что в наших отчетах ошибок нет. Вот и всё. Главное, что отчеты красивые
.
В поликлинике — конвейер. Главная задача терапевта — чтобы вы быстрее покинули его кабинет, потому что за вами там очередь, ее всю надо успеть принять. Это не его вина, а его беда. Поэтому терапевт выписывает вам направления на анализы и отпускает. Когда вы в следующий раз придете к нему с результатами анализов, то слово, которое будет чаще встречаться в заключении, и будет диагнозом.
При этом очередь не только у терапевта, но и везде. Мне в поликлинике однажды попался 20-летний пациент с пустяковой жалобой, который ходил в эту поликлинику два месяца. Он сказал: «Я когда к первому врачу приду, он мне анализы назначает, а когда я к последнему приду, то анализы уже устарели, приходится их заново назначать».
Аптека — единственное место, куда можно прийти без записи. Я притворялся пациентом и проводил разведку. Прихожу, говорю: у меня такая-то проблема, что вы можете мне предложить? И я слышу нормальную консультацию. Уточняют, что беспокоит, как давно беспокоит, обращались ли к врачу, что он сказал. Дальше мне дают рекомендации общего плана, которые мне ни в коем случае не повредят и даже помогут.
Поэтому мы сейчас в нашей Ассоциации начали очень плотно работать с фармацевтическими сотрудниками. Пациент зачастую идет не в поликлинику, а к ним. От того, как его встретят, какие вопросы зададут, будет зависеть весь его дальнейший маршрут. Но последнее время всё громче раздаются голоса — давайте-ка сделаем большинство лекарственных препаратов рецептурными. Я считаю, что это будет обрушение системы. Поликлиники захлебнутся от рецептурности.
Нужен большой пул хороших безрецептурных препаратов, которые могут быть доступны пациентам после консультации врача или фармацевтического работника. Нужно внедрять принципы ответственного самолечения в несложных клинических случаях. Боли какие-то скелетно-мышечные, расстройство стула, остро-респираторная вирусная инфекция, нарушение сна, какие-то волнения, легкие инфекции. Это разгрузит первичное звено медпомощи и сократит цепочку, по которой ходит пациент. Он уже не будет два месяца крутится по поликлинике. При тех же самых ОРВИ и циститах, которых очень много, это время может быть очень компактным",
Профессор, доктор медицинских наук, директор института профессионального образования Ассоциации врачей первичного звена СИРАНО Анатолий Анатольевич Стремоухов
Комментарии 10