С. Шаумяна в Крыму недалеко от села Порфирьевка, неоднократно воспроизведенная в Интернете, не дает ответа на вопросы: как выглядит место расстрела сейчас (начало мая 2014 года), в каком состоянии захоронение, что сохранилось в памяти людей? С целью получить ответы на них я отправился на поиск.
Выяснилось, что в непосредственной близости от Евпатории села Порфирьевка нет. Под таким названием существует деревня, расположенная в Веселовском сельсовете (около 20 км на север от Евпатории по трассе, ведущей к поселку городского типа Черноморский) и ранее относившаяся к Воробьевскому сельсовету. Именно от этих соседствующих между собой деревень (Порфирьевки и Воробьевки) на расстоянии 4 км от трассы на восток находится населенный пункт Шаумян, где всё и произошло. Приехав в Порфирьевку, я увидел два десятка уцелевших домов, половина из которых пустует. Из оставшихся немногочисленных жителей Порфирьевки только две женщины укрепили меня в надежде найти захоронение. Это 86-летняя Мария Костенко, приехавшая в эти края в начале 1960-х годов (Порфирьевка, д. 22) и слыхавшая от старожилов о расстреле евреев, а также 84-летняя Елизавета Кузьминична Демина (Порфирьевка, д. 25Б), которая во время войны проживала там же. Она рассказала: «Выстрелы были слышны со стороны делянки за Шаумяном. Мы потом ходили посмотреть выкопанный ров с убитыми евреями, но быстро убежали, потому что боялись за себя, боялись, что немцы могут вернуться». Эти пожилые женщины объяснили, как доехать до Шаумяна. Надо было вернуться в Воробьевку и в центре села свернуть в поле. Эта местность с главной дороги не просматривается и затеряна в полях. Нет ничего удивительного в том, что немцы достаточно долго не появлялись в колхозе им С. Шаумяна. Его посещение фашистами не объяснишь простой случайностью. Дорога разбита и сейчас, а указателя поворота нет. Обычная полевая дорога, ведущая в никуда. Кое-как доехав по Шаумяна (фото 1), я нашел там развалины домов, фермы и остатки около 10 домиков, где, как выяснилось, сейчас проживают семь человек. Местная жительница Нина подтвердила, что именно здесь находился ранее колхоз им. С. Шаумяна, в котором до расстрела проживали «кавказские евреи». Из рассказов старожилов Нина знает, что «в один из дней приехавшие немцы собрали евреев в помещении старого птичника около мастерской. Велели принести ценности, чтобы их оставили живыми. Продержали их какое-то время, пока собрали что смогли, а потом погнали в поле на 1,5–2 км (?) в сторону Воробьева и там всех расстреляли. Побросали их в выкопанный ров». Точного места и даты расстрела Нина указать не смогла. Нина сообщила также, что в Шаумян лет 25 назад (около 1990 года) приезжали искать могилу «двое мужчин – один старший, а другой помоложе», а «года два назад были один 55-летний с двумя более молодыми мужчинами смуглой наружности». Ни имен, ни адресов или каких-то других данных о посетителях Шаумяна Нина сообщить не смогла. Кроме того, она припомнила, что в своих рассказах односельчане говорили о пяти дворах, в которых проживали все евреи. Сколько это семей или человек, какого размера были дворы, она не знает. Есть основания предполагать, что это были большие общие дворы, объединяющие несколько семей, как это было принято у горских евреев. Самой ценной информацией было сообщение о живущей в Воробьеве бабе Вере, которая во время войны жила в Шаумяне. Мне удалось найти эту женщину. Вера Алексеевна Шилохвост, 1921 года рождения (фото 2) и ее дочь Анна Степановна (фото 3) рассказали, что в «Шаумяне тогда были конюшня, птичник и начальная школа. Было две улицы, расположенные буквой «Г» (дом возле дома), на которых проживали горские (или кавказские) евреи – таты». Кроме уже известного мне, баба Вера подтвердила, что она жила в Шаумяне, когда «114 человек было расстреляно, а один мужчина спасся (убежал)», что «ров копали мужчины – славяне и караимы, тоже жившие в Шаумяне». Дочь бабы Веры – Анна Степановна – сообщила, что искать могилу-ров уже бесполезно, так как сначала там еще сохранялся холм, но и он давно запахан». Перезахоронены ли жертвы расправы, никто не знает. Пожалуй, важно иметь в виду, что летом 2013 года приезжали из Израиля четверо молодых людей с камерами и микрофонами и записывали рассказ бабы Веры. Два парня и две девушки, всем до 30 лет. Среди них была переводчица с французского языка. Каких- то данных о себе они не оставили. Я просил Анну Степановну сообщить мне, если баба Вера (93 года) что-то еще вспомнит. Мы обменялись номерами телефонов. Предложенная мною материальная помощь была с благодарностью отклонена.
Таким образом, поиски на месте завершились точным установлением факта целенаправленного поиска и уничтожения горских евреев фашистами. Конечно, на фоне массовых расстрелов многотысячного еврейского населения в Крыму этот единичный случай может кому-то показаться незначительным, но не нам – горским евреям. К сожалению, многое осталось не выяснено: имена всех погибших; откуда, как и когда точно они были переселены в Крым; точное количество переселенцев и др. Из Интернета известно об активной деятельности «Агро-Джойнта» в Крыму в довоенные годы по созданию еврейских агропоселений. Стараниями этой организации количество всех евреев в Крыму в то время было доведено до 100 000 и даже 150 000 человек, что составляло более 8% крымского населения (см. публикации в Электронной еврейской энциклопедии и Краткой еврейской энциклопедии). Остается надежда на поиск материалов в архивах «Агро-Джойнта» в Америке и государственных архивах Крыма и тех кавказских регионов (вероятно – Азербайджана), из которых были переселены горские евреи. Без соответствующих полномочий выполнить поисковую работу в архивах Крыма не представлялось возможным. Этим, а также американской и азербайджанской частью архивных поисков предстоит заняться нашим крымским, американским и азербайджанским соплеменникам. Может быть, кто-то из них не останется равнодушным к этой странице нашей истории и уделит ее изучению свое время и старание.
В связи с отсутствием следов на месте захоронения памятник жертвам геноцида можно поставить на взгорке с руинами в Шаумяне (фото № 1), а в селе Воробьево на трассе Евпатория – Черноморское – указатель на Шаумян.
Проходят годы, уходят из жизни очевидцы страшных событий. Но души невинных жертв, наших братьев и сестер, не дают нам забыть о Катастрофе и о том, что Холокост коснулся и горских евреев Крыма. Вечная память жертвам геноцида еврейского народа!
Автор: Материал подготовил Давид Бахшиев Бенямин Абрамов
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев