Из календаря Михаила Ситуды. Календарь «Семипалатинск. События. Люди.». Отрывок. 20 мая в 1940 году в Восточно-Казахстанской области началось строительство тракта «Восточное кольцо». Сейчас это представляется с трудом, но к концу 30-х годов прошлого века в Восточном Казахстане почти не было автомобильных дорог с твердым покрытием. Как следствие, развитие богатого недрами и человеческими ресурсами региона с огромным потенциалом сдерживалось. Впрочем, отсутствие благоустроенных дорог было актуально и для других территорий довоенного Казахстана.
Летом восточноказахстанцев выручал Иртыш, по которому доставлялись народно-хозяйственные грузы. Зимой приходилось немало рисковать, везя необходимое гужевым транспортом по речному льду. Горные перевалы были почти неприступны. Газета "Прииртышская правда", в частности, писала: "Хорошая дорога нам так же нужна, как и вода для хлопковых полей Ферганской долины. Почетная инициатива и дела колхозников братских республик Узбекистана и Таджикистана – яркий пример, как в кратчайший срок можно осуществить любой величины задачу". Стали проходить собрания коллективов. А пионерами явились сотрудники сельхозартели "Красный партизан" Кировского района ВКО и колхоза "Расцвет" Жарминского района Семипалатинской области, которые приняли обращения ко всем колхозникам, инженерно-техничес¬ким работникам этих областей. В одном из них говорилось: "Восточно-Казахстанская область, жемчужина Алтая, и граничащая с ней Семипалатинская область занимают огромную территорию… Маркакольский район находится от областного центра за 570 км, Зайсанский – за 450 км, на таком же расстоянии он находится от ближайшей станции железной дороги… Такое положение и в Семипалатинской области, где Абралинский район от областного центра и железной дороги отдален за 450 км. Обе области имеют 12,5 тыс. км дорог, из которых менее 2% улучшены каменным покрытием. Свыше 98% являются естественно-грунтовыми и в весенне-осенние месяцы не проезжаемы для автотранспорта, трудно преодолимы гужевым транспортом.
Колхозники и трудящиеся Восточно-Казахстанской и Семипалатинской областей имеют все возможности для того, чтобы успешно справиться с задачей – обеспечить страну всеми необходимыми продуктами и материалами. Нам только нужно в первую очередь покончить с бездорожьем, развернуть борьбу за благоустройство дорог в обеих областях… Мы считаем необходимым в 1940 году построить "Восточное кольцо", состоящее из дорог "Усть-Каменогорск – Бухтарма – Мало-Красноярка" и "Самарка – Кокпекты – Георгиевка" общей протяженностью 444 км, охватывающих Восточно-Казахстанскую и Семипалатинскую области. Начать строительство этих дорог нужно сразу же после окончания весенне-полевых работ с тем, чтобы закончить полностью все дорожные работы до начала уборочной кампании. А сейчас, в зимнее время, считаем необходимым и возможным начать заготовку и вывозку строительных материалов для дороги".
Затем было принято специальное постановление Совета народных комиссаров Казахской ССР и Центрального комитета Компартии Казахстана о скоростном строительстве дороги "Восточное кольцо", протяженность которой на самом деле составила 806 км. Она соединила территорию двух областей с Рудным Алтаем, Турксибом и водными пристанями Иртыша. #СитудаМихаил #Семей #Календарь #История
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев