В основе западной картины мира лежит представление о едином линейном времени, в котором живёт всё человечество, и ход которого характеризует прогресс. Запад видит себя как сообщество передовых стран, которые разрабатывают универсальные образцы для всех. Это касается не только технологий, но и ценностей, форм культуры. Такой "западный миф" имеет очень древние корни ещё в римском имперском самосознании, в некоторых особенностях перевода Священного Писания в Вульгате, в идеях Августина. Запад сложился как цивилизация, уверенная в миссии по навязыванию своей веры всему миру. Его идентичность основана на мифе, по которому весь мир делится на Запад и Восток, и народы Востока, как прекрасно описано у Саида, якобы жаждут западной миссии. И не имеет значения, в чём она, в распространении католицизма или прав сексуальных меньшинств, в разные эпохи западный "прогресс" имел разные обличия, главное, что всё это воспринимается как самое передовое и прогрессивное, чем Запад одаривает всё человечество.
Так вот если Запад увидит, что "Восток" отвергает эти подарки, не признаёт его миссию и не уважает его прогрессивность, а силой убедить его уже нет никакой возможности, то это приведёт к тяжелейшему кризису западного самосознания. И пока трудно понять, как оно сможет это пережить. Пока что люди на Западе пытаются всё объяснить по-старому, как упорство в дикости, которое преодолевается через просвещение. Но и там уже появляется всё больше людей, которые начинают сомневаться, насколько такая трактовка верна.
Так вот все силы, которые сейчас борются в мире за пределами Запада, как на международной арене, так и внутри стран, они так или иначе выстраиваются вокруг этого западного мифа о существовании цивилизации прогресса и её всечеловеческой миссии. Я бы обозначил эти два лагеря как представителей колониального мышления и патриотов, то есть тех, кто воспроизводит западный миф на местном уровне, пытаясь сделать из своей страны такую уже добровольную колонию, и тех, кто хочет видеть её развитие без западных учений, на основе собственных традиций и внутренней логики развития.
Противостояние патриотов и либералов в России выстроено ровно по тому же принципу, и поэтому либералы у нас говорят не столько о свободном рынке, сколько о борьбе с патриотизмом. Они видят себя самоназначенной колониальной элитой, которая лучше других улавливает сигналы цивилизации и готова транслировать их аборигенам, но которую местные дикари, не понимая своего счастья, стараются прогнать. И ровно то же можно найти в любой другой стране, не принадлежащей западному миру. Все прочие деления на политические силы и группы влияния вторичны по отношению к этому.
А вот на Западе основное внутреннее противостояние устроено иначе. Там нет столкновения тех, кто выступает за всемирную миссию, и тех, кто против неё. Там противостояние глобалистов и патриотов идёт за пути и способы сохранения западного преобладания над миром. Это спор о методах, о тактике. Но никто не ставит под сомнение общий западный миф, никто не думает переосмысливать столь принципиальные стороны западной идентичности. Так что не стоит переоценивать возможности сотрудничества патриотических сил незападных стран и западных. Мы для них всё равно "Восток", а значит, что-то принципиально низшее и по природе своей предназначенное для подчинения и учения.
– Какое будущее можно спрогнозировать, исходя из этих соображений и предположений?
– Вряд ли влияние Запада схлопнется за несколько лет, оно будет сокращаться долго. Наверное, тоже сотни лет. Так что не стоит ждать какого-то революционного преобразования мира со дня на день. И важно понимать, что этот процесс будет очень непростым и весьма болезненным, причём для всех. Европа и США – не те страны, которые так просто с этим смирятся. Войн и крови будет не меньше, а наверняка больше, и хорошо бы нам избежать той войны, после которой делить будет уже нечего и некому. А опасность большая.
Но главное, что в том мире, который Запад выстраивал, не предполагалось какого-либо места для России или вообще чего-либо русского, а в том, который может появиться, оно есть. То есть весь этот процесс точно в наших интересах.
В настоящее время вопрос стоит о том, кто выживет: либо Россия, либо западная система мирового доминирования. Наше несчастье в том, что противостояние развернулось на древней Русской земле, на Украине. Но это прямой результат нашего греха самоотречения. Мы большую часть ХХ века заставляли наших русских братьев на Западной Руси отказываться от своей исторической идентичности, от своего языка, десятилетиями проводили массовую украинизацию, навязывая им русофобскую идеологию. Это всё делалось под руководством Москвы, так что ответственность сбросить не на кого.
В этом также можно видеть некое историческое наказание нам за оплёвывание всего своего якобы тёмного прошлого, за снос церквей, за желание не быть собой и полностью раствориться в западных идеях. Наивно было бы думать, что такие преступления против самих себя могут пройти безобидно. И чтобы всё это преодолеть, надо в первую очередь осмыслить всё то, что натворили. То есть нам для победы над Западом надо победить своих же демонов, побороть то, что мы сами создали. В том числе и наше многовековое западничество.
Мы же этого на общественном уровне пока избегаем, боимся ворошить. А это задача ещё гораздо более сложная, чем чисто военная победа, так что этот путь будет долгим. И если говорить не о конкретных людях, а о народе в целом, то в этом даже можно увидеть какую-то высшую мудрость, историческую справедливость. Хотя вряд ли такой вывод может кого-то утешить. Но очень важно осознавать масштаб стоящих перед нашим народом задач, особенно на духовном и интеллектуальном поле.
Нет комментариев