Краеведческий отдел библиотеки продолжает публикацию материалов из цикла "Трофимовские чтения".
Быт, нравы, обычаи и обряды Старого Бакала.
Дома в Рудничном и Катавке, как правило, строились большими, пятистенными из горизонтальных бревенчатых венцов. В доме чаще всего было две комнаты, реже одна. Кухни в современном понимании слова не было. В первой комнате, условно назовем ее передней, ставилась русская печь, во второй — горнице было место для одежды, украшений, стояли лавки, стол.
Русская печь представляла и представляет сейчас собой особый кухонный очаг, на котором приготовляли пищу, выпекали хлеб, варили квас, сушили продукты и одежду, спали и даже мылись. Своим подом или, как говорили в Рудничном «челомом», печь располагалась к окнам. До революции ведь электрического света не было, и поэтому хозяйка при первых проблесках утренней зари могла с успехом заниматься приготовлением завтрака, выпечкой хлеба.
Русская печь требовала применения посуды особой формы. Это были керамические глиняные горшки и чугуны. Это было очень удобно. Дело в том, что чугуны и горшки, имея большую боковую поверхность, в русской печи больше нагревались с боков. Кроме того, посуду такой формы удобно было доставать ухватом. Приготовленные в русской печи кушанья отличались особым вкусом и ароматом.
Начиная с тридцатых годов, в Рудничном появляется все больше огневых плит, а горшки и чугуны уступают место наплитной посуде. Тем не менее традиционную русскую печь еще можно встретить в домах Рудничного и Катавки.
Ложки при еде применялись обычно деревянные, тарелки стали использоваться с 20-х годов, до этого ели из общей чашки. Трапезу начинали по сигналу старшего в доме после удара ложкой по чашке, детям не допускалось ранее старших начинать есть куски мяса из щей. Деревянного ложечного и посудного промысла в Рудничном и Катавке не существовало, хотя были отдельные умельцы, изготовлявшие отличную деревянную посуду для себя, но чаще ее покупали на ярмарках.
В передней комнате рядом с русской печью в каждом доме обязательно были полати, на которых спали дети. Простыни и подушки не применялись. Вместо простыней использовалась так называемая «ватола» — половики, сшитые по длине. Одеяла делали сами из отходов льно-производства, верх шили из обрезков, клинышков, составляя красивые орнаменты. Полы в домах были обыкновенно некрашеными, при еженедельной уборке они отчищались «косырем», а потом мылись. В каждом доме обязательно была кадушка для воды емкостью 25—50 ведер, во дворе устраивались колоды для замешивания кормов скоту. Рудничное население до середины тридцатых годов не знало мясорубок: мясо для пельменей рубилось тяпками.
Крыши крылись кровельной доской и железом.
На подворье строились помещения для скота и лошадей, обязательно возводился амбар, где хранилось покупное зерно, а зимой в подвешенном состоянии хранилось мясо.
Носили воду только женщины в ведрах или деревянных бадейках.
Непременной принадлежностью каждого двора была русская баня. Бани строились обычно «по-черному». Это была бревенчатая избушка без трубы, дым шел прямо в парилку и выходил в дверь, стены были закопченные, черные. Такую баню после топки проветривали, окачивали стены водой.
В первую очередь мылись дети, затем любители попариться, в конце женщины в бане стирали.
Баня помогала рудокопам поддерживать жизненный тонус, выдерживать тяжелые физические нагрузки, избегать болезней. Но помогала баня и больным, в особенности при бронхитах, катарах носа и горла.
В старину говорили: «Баня парит, баня правит. Баня все поправит», — и еще, — «Когда бы не баня, все б мы пропали. Баня — мать вторая». Нередки были случаи, когда в банях женщины рожали.
Е.П. Трофимов "Бакал: сквозь призму лет".
Фото из личного архива Е.П. Трофимова.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев