Андре Гюстав Ситроен родился 5 февраля 1878 года в богатой еврейской семье. Отец был торговцем алмазами, поэтому мальчик никогда не знал нужды. Блестяще окончил колледж, в котором учился и Луи Рено (основатель компании Renault). После этого Андре поступил в школу École Polytechnique на специальность инженера.
Страсть и неутолимая жажда великих свершений, пробудившиеся в детстве, преследовали Андре и в студенческие годы. Они же привели его в Польшу, где он купил патент на изготовление элементов шевронного сцепления. Чуть позже Андре, вместе с братьями Полем и Жаком Эстен, которые владели предприятием по выпуску запчастей для паровозов, организовали завод по производству зубчатых колес. Ситроен рисковал, вкладывая в это дело свои сбережения. Но вскоре затея окупилась — заказы начали поступать со всей Европы.
В 1908 году Андре оказывается на автомобильном заводе «Братья Морс». Предприятие на тот момент имело удручающее состояние. Но это положение дел не оттолкнуло Ситроена. Не побоявшись банкротства, инженер вкладывает большие средства. И завод постепенно начал расти как в производственном, так и в экономическом плане.
В 1912 году осуществляется одно из его заветных желаний: стажировка в Америке. Там он знакомится со своим кумиром Генри Фордом. Предприятие «Братья Морс» совместно с Андре Ситроеном в 1914-м уже имело серьезные достижения и готовилось выпускать новую серию автомобилей, которая бы затмила все остальные машины в Европе, но этому не суждено было свершиться — началась Великая война.
В возрасте 36 лет Андре уходит на фронт в звании лейтенанта. На войне Ситроен хотел применить свои предпринимательские качества и создать завод по изготовлению шрапнельных снарядов. Доподлинно не известно каким образом, но ему удалось получить от армейского начальства разрешение на постройку такого предприятия. Оно стало передовым по производству снарядов во Франции. Секрет заключался в блестящей постановке работы. За вклад в организацию снабжения войск боеприпасами Ситроен получил орден Почетного легиона.
После завершения Первой мировой войны Андре полностью посвятил себя производству автомобилей. В 1919-м он основывает собственный концерн Citroën. В качестве знака отличия он использовал двойной шеврон, символизирующий зубья шестерен шевронной передачи. Скорость изготовления машин была просто удивительной. Если другие производители выпускали чуть более сотни автомобилей в год, то завод Ситроена такую же норму выполнял за день! Чтобы добиться успеха он использовал фордовские методы — все узлы автомобиля были максимально простыми в изготовлении и соответственно недорогими.
Из-за того, что большинство передвижных средств во Франции внешне были схожи, машины Андре не стали сенсацией. В этот момент Ситроен решает обратиться за помощью к дизайнеру Фламинио Бертони. Молодой специалист смог создать уникальный стиль для его машин, и после этого Андре ждал настоящий успех. Модель Citroën Traction Avant оказалась хитом продаж.
Одним из самых зрелищных ходов в маркетинге стал арт-проект, созданный на Эйфелевой башне. Название компании Citroën засверкало в 250 тысяч разноцветных лампочек на металлической громаде. Такого грандиозного проекта не было ни до, ни после Андре Ситроена.
В 30-х годах началось резкое падение. Неудачи в казино, экономический кризис, повлекший понижение планки продаж автомобилей, привели Ситроена к банкротству. Понимая, что эту партию ему не выиграть, он отдал свое предприятие концерну Michelin.
В честь Андре Ситроена названы музей Citroën Heritage и парк (Parc André Citroën) в Париже, а также его имя увековечено в Зале автомобильной славы (Automotive Hall of Fame) в Дирборне (пригород Детройта).
Безусловно, невозможно приуменьшить вклад, привнесенный в автомобильную индустрию Андре Ситроеном. Создание компании Citroën ознаменовало начало новой эпохи французского машиностроения. С 1976 года она стала частью образовавшегося концерна PSA Group (PSA Peugeot Citroën с 1991-го по 2016-й, сейчас Groupe PSA), занимающего второе место по производству автомобилей в Европе и девятое в мире (2012).
Андре Ситроен был гениальным человеком с поражающими целеустремленностью и находчивостью как в инженерном плане, так и в предпринимательском. Он доказал, что прозвище «европейский Форд» заслужил не зря.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1