Сложно достоверно судить о том, когда же в окрестностях нынешних Василевичей впервые прозвучало слово православия. Скорее всего, что во времена вхождения местности в состав Туровской епархии (основана в 1005 году)Во второй половине 1870-х годов настоятель Василевичского приходского Николаевского храма Лев ТУРЦЕВИЧ отправил (запрос Минской епархии) сведения, собранные им для издания книги «Описание церквей и приходов Минской епархии, составленное по официально затребованным от причтов сведениям» (Приложение к Минским Епархиальным Ведомостям за 1879 год. Минск. Типолитография В. И. Соломонова).Священник на названное время являлся студентом семинарии, иначе говоря, учился заочно. Священствовал же с 1865 года. Успел получить свою первую награду – набердник.Начиная повествование о Василевичах, вначале сообщил краткие сведения о местности: селение расположено при военно-коммуникационной дороге из Речицы в Мозырь. Расстояние до губернского города, т. е. Минска, 350 верст, до города уездного (Речица) – 47. Так как почтовой станции в Василевичах нет, то в случае необходимости местное население обращается на станцию Речицы.Село находилось в 75 верстах от Либаво-Роменской железной дороги. Хотя уже витало: железная дорога будет проходить и где-то рядом.«Близ села Василевич, неподалеку от приходского кладбища, – сообщал священно-служитель, – находится группа курганов, на одном из них лежит надгробная каменная плита, на которой надпись была сделана славянскими буквами, но от продолжительности времени надпись сия стала неразборчивою, так что с трудом прочитывается только слово «Пушкару», по всей вероятности фамилия погребенного. Никакого предания о сей местности не сохраняется, а только народом именуется оная «Пушкары».В своих предположениях Турцевич совершил, скорее всего, ошибку: надгробная плита в свое время сокрыла тело не одного человека по фамилии Пушкарь, а нескольких воинов, являвшихся пушкарями (тогдашними артиллеристами). К тому склоняет мнение и жителей: местность расположения курганов называли «пушкарами»....Василевичская приходская Николаевская церковь была построена в 1825 году на средства прихожан. Являлась деревянной, на каменном фундаменте. Была «устроена продолговатым крестом, с одним открытым куполом, двумя дверями, одним рядом окон, кроме открытого купола, и железною крышею, которая, как и стены, покрашена масляною краскою».Несмотря на полстолетие, прошедшее со времени завершения строительства, храм находился «в посредственном состоянии». Имел иконостас из 27 икон «посредственного письма», расположенных в четыре ряда.Отдельно от церкви – колокольня при четырех колоколах. Основной колокол отлит весом в 16,5 пуда. Остальные – в пять, три и в один пуд (из чугуна). Следовательно, колокол основной, металла более благородного, можно предполагать, что из меди.О том, что церковь, построенная в 1825-м, являлась в селе не первой, свидетельствовали исповедальные списки прихожан, начиная с 1800 года.Рядом с церковью – погост. Кладбищ в приходе имелось шесть. Церквей иных, приписных или же кладбищенских, не было. А приход, помимо Василевичей, – селения Новинки, Золотая Дуброва (ныне в Калинковичском районе), Бабичи, Головки и Кобылев (ныне Первомайск Короватичского сельского Совета).Прихожан по состоянию на 1878 год числилось 1578 душ мужского пола и 1644 души пола женского. Все они – крестьянского сословия, занимались хлебопашеством и лесными промыслами по найму от лесопромышленников.Ежегодный доход причта Василевичской церкви составлял 70 рублей. Настоятель Лев Турцевич, а равно и псаломщик, помимо штатного жалованья пользовались церковной землей (усадебная около 6 десятин, пахотная – около 51 десятины, выгонная – почти 12 десятин, леса – более 4 десятин). Следовательно, бедствовать им не приходилось. Более того, для священника в 1867 году прихожане построили добротный дом.Несмотря на полстолетие, прошедшее со времени завершения строительства, храм находился «в посредственном состоянии». Имел иконостас из 27 икон «посредственного письма», расположенных в четыре ряда.Отыскаласьфотография Василевичской церковно-приходской школы и ее учеников (в 1912 году была сделана Исааком Сербовым).Через год в школу придет, чтобы учительствовать, Евгений Иванович Киркевич. Он уроженец деревни Сведское. В 24 года успел окончить Минское духовное училище и Минскую духовную семинарию. В школе Василевичей работал два года.Непродолжительное время являлся учителем церковно-приходской школы села Богушевичи (Червенский район, Минская область), после чего вернулся в Речицкий уезд. С 1915 года – псаломщик Свято-Троицкого храма села Демехи. В 1921 году рукоположен во священника с назначением настоятелем Свято-Ильинского храма своей родной деревни Сведское. С 1927 года совершал служение в Петро-Павловском храме села Чирковичи (ныне в Светлогорском районе). 13 сентября 1931 года был арестован. Обвинялся в антисоветской агитации и организации контрреволюционной группы. Согласно постановлению тройки при ПП ОГПУ по Белорусскому военному округу от 28 сентября того же 1931 года приговорен к пяти годам исправительно-трудовых работ. Отбыв наказание, проживал в Свердловской области (Российская Федерация). С середины 1940-х – настоятель Свято-Николаевского храма в Бронном. Реабилитирован 9 июня 1969 года.К сожалению, неизвестны год смерти и место захоронения Евгения Ивановича (согласно воспоминаниям прихожан, пользовался огромным уважением за свои высокие морально-нравственные качества).Отдельного слова заслуживают и иные священнослужители Свято-Николаевского храма Василевичей, которые за свои убеждения, как и Е. И. Киркевич, заплатили страшную цену. Это...В Василевичах до сего времени помнят такое крайне значимое событие (2015 год), как нахождение в городе мощей святых Петра и Февроньи. Были богослужение, торжества на городской площади при чествовании семей, проживших в браке свыше 50 лет, а равно и вступивших в законный брак недавно. В празднике семьи приняли участие хор собора Петра и Павла областного Гомеля, артисты Гомельской филармонии.Отец Павел, не замыкаясь в рамки чисто церковных отправлений, лично активен в оказании помощи местной власти. Его слово доходит до душ тех, у кого серьезные жизненные проблемы. Содействие иерея весомо в налаживании массово-праздничных мероприятий и так далее. В числе наиболее значимых – «Пасхальные фестивали». Первый из них состоялся еще в апреле 2018 года. Речичанка Наталья Васильевна Михалко тогда представила свои восхитительные работы: иконы, вышитые бисером.Ныне в Василевичском Свято-Николаевском храме проходят работы по реконструкции. Конечно же, при помощи верующих. А это порука, что православию Василевичей быть и далее! При его упрочении.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев