Святитель Николай Чудотворец (Никола Гостунский), с житием. Конец XVI в. Дерево, темпера. Происходит из собора Троицкого монастыря в Муроме.
Список иконы Николы Гостунского из Троицкого монастыря восходит к древнему чудотворному образу рубежа XV-XVI вв., явившемуся в селе Гостуни на речке Гостунке (притоке Оки) между городами Белевом и Лихвином Калужской губернии. «Явленный» образ стал храмовым в каменной церкви Николы Гостунского в Кремле, которая была заложена в 1506 г. по повелению Василия III для чудотворной иконы.
Опись древних предметов обители в нач. ХХ века:
«В Троицком храме находятся следующие древние иконы:
В алтаре, по левую сторону горнего места на стене образ Владимирской Божией Матери на деревянной гладкой доске, помещенный в деревянном створчатом ставне, на затворах коего изображены разные святые на темно-ореховом поле; длина доски 5 верш., ширина 4 ½ верш., оклад, цата и венцы серебряные, вызолоченные с камнями. XVIII века.
Живоначальной Троицы на деревянной доске, высотой 1 арш. 10 верш., шириной 1 арш. 5 веррш., в серебряной обронной ризе 8 ½ фун. Оклад, венцы и цата серебряные, вызолоченные; на среднем венце лазоревый яхонт, на одном венце не дорогой камень. Около венцов четырнадцать изумрудов, три яхонта, две бечети и три лалика. XVII века.
Благоверных князей Бориса и Глеба с житием их на деревянной доске, высотой 1 арш. 10 верш., шириной 1 арш. 2 верш. Оклад басемный; риза серебряная, обронная с позолоченными венчиками; на венцах четыре камешка. XVII века.
Смоленской Пресвятой Богородицы – Одигитрии на деревянной с выемкой доске, высотой 1 арш. 10 верш., шириной 1 арш. 2 верш., оклад и поля серебряные, басемные, вызолоченные; венец обронный, серебряный, на нем десять разных камней и коронка стразовая. Убрус, простирающийся к плечам, сплошь низан из среднего жемчуга; к лику нить крупного жемчуга, а внизу 11 бурмистских зерен; в середине звезда, в коей большой алмаз с шестью мелкими и шестью средними алмазами, четыре изумруда и четыре простых камня, обнизанных жемчугом в два ряда; вокруг убруса к верху 20 лиловых аметистов; в середине ожерелья три яхонта разного цвета, из коих два с осыпью яхонтиком и бирюзой, семь аметистов и тяжеловес; риза шитая золотом в прошивку с золотыми блесками. На правом плече звезда, в середине оной аметист и два изумруда зеленых. XVII века.
Благовещения Пресвятой Богородицы на деревянной с выемкой доске, высотой 1 раш. 11 верш., шириной 1 арш. 1 верш., поля на ней басемные. Риза серебряная, обронная; одежда, венцы и ветвь архангела вызолоченные; в венцах и убрусе разного вида камешки. XVII века.
Казанской Божией Матери – в деревянном киоте на деревянной доске, высотой 1 арш. 7 верш., шириной 1 арш. 2 верш., оклад, венец и цата серебро-позолоченные, на ней четыре евангелиста в серебряном окладе, 2 серьги, одни вызолоченные, а другие с финифтью, жемчугами и драгоценными камнями. XVII века.
У правого клироса в киоте икона св. Николая Чудотворца на деревянной с выемкой доске, высотой 14 верш., шириной 12 верш., венец и оклад серебряные обронные, в венце три камня; риза шитая золотом с жемчугом и камнями. XVIII века.
В галерее, в иконостасе:
а) св. муч. Параскевы, нарицаемой Пятницей, на деревянной с выемкой доске, высотой 1 арш. 9 верш., шириной 14 верш., по темно-ореховому фону; риза шитая стеклярусом; венец серебряный вызолоченный. XVII века.
б) Св. Тарасия – на деревянной с выемкой доске, высотой 1 арш. 9 верш., шириной 14 верш., венец и поля на ней серебряные, вызолоченные, басемные; риза шитая стеклярусом. XVII века.
По стенам галереи:
а) иконописное изображение Страшного Суда на деревянной гладкой доске, высотой 2 арш. 5 верш., шириной 2 арш. 12 верш., в деревянной раме, писано на темно-ореховом фоне, на нем 5 медных венцов, из них два посеребренные. XVIII века.
б) Изображение поучительных примеров из жизни св. угодников о пользе поминовения усопших, приготовления к смерти и проч., старинного письма, на деревянной гладкой доске, высотой 2 арш. 5 верш., шириной 2 арш. 11 верш., в деревянной раме. Фон иконы темно-ореховый. XVIII века.
в) Изображение «Сотворения Света» старинного письма по темно-ореховому фону на деревянной гладкой доске, высотой 2 арш. 11 ½ верш., шириной 1 арш. 5 верш., замечательно по содержанию рисунка. XVIII века.
На деревянном резном аналое лежит серебряный вызолоченный крест с частицами св. мощей разных святых, восьмиконечной формы, к верхней части прикреплена серебряная цепочка. Размеры креста 3 верш. в длину, 2 верш. в ширину и ½ верш. в толщину. Он помещается в деревянном киоте, на затворах коего изображены двунадесятые праздники в серебро-позолоченных ризах. Крест принесен в дар строителю монастыря Богдану Цветнову. 1658 года.
Теплый Трехсвятительский храм. К храму св. Троицы с северной стороны примыкает двухэтажный теплый храм. Первоначальное сооружение Трехсвятительского храма относится к тому же времени, в какое воздвигнут был и Троицкий храм, т.е. к 50-м годам XVII века.
18 ноября 1775 г. по ходатайству игумении Неонилы, отпущено было из Коллегии «Экономии 495 руб. 75 к. на исправление монастырских ветхостей, из каковой суммы ею употреблено было 65 руб. на устроение нового в Трехсвятительской церкви иконостаса, остальные же 430 р. 75 коп. — на ремонт монастырских казенных келлий.
В 1792 году храм обгорел и был переделан.
В 1802 г. исправлен был трехсвятительский алтарь и позолочен напрестольный серебренный крест. 31 июля 1803 г., испрошено разрешение перестроить трехсвятительскую теплую церковь, с приложением к оной нового придела с престолом во имя «Божией Матери всех скорбящих радости» и получена для сего храмозданная грамота, за № 5578, но почему то к таковой работе приступлено не было.
В 1804 г. была покрыта железом прежняя Трехсвятительская теплая церковь.
В 1810 г., на основании полученной еще 1803 г. храмозданной грамоты, по утвержденному 28 октября 1810 г. плану, было приступлено к перестройке теплого трехсвятительского храма, с устроением в оном придела во имя Скорбящей Божией Матери.
В 1815 г. устроен новый в Трехсвятительском храме иконостас вместо прежнего, обветшавшего. В 1817 г. произведена в игумении монахиня Александра (Нейманова), которая озаботилась украшением теплого храма, в коем вызолотила иконостас с употреблением на сей предмет 1000 руб.
В 1868 г. в теплом храме во имя трех святителей и скорбящей Божией Матери, на доброхотодательную сумму, переделан заново и окрашен масляною краской иконостас, а также позолочены царские врата и резьба.
В 1885 г., с разрешения архиепископа Владимирского Феогноста, возведен второй этаж над теплою Трехсвятительскою церковью, где застроен благолепный храм во имя св. Великомученика Пантелеймона, снабженный великолепною утварью. Св. Престол и жертвенник в нем кипарисные, иконостас липовый, вызолочен сплошь червонным золотом. Стены, как внутри, так и в папертях, расписаны живописью; лестница, ведущая в храм, и площадка застроены из подольского мрамора. Стоимость сего храма восходит до 35000 руб. Освящение его совершено было архиепископом Феогностом 30 ноября 1886 г. В верхних папертях храма отделена поместительная и безопасная в пожарном отношении ризница с деревянными шкафами для облачений и церковной утвари; в таком же виде, устроено кладовое помещение и в нижних папертях. В нижнем храме было два престола: в честь иконы Божией Матери все скорбящих радости и в честь вселенских святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
В 1889 г. в храме Скорбящей Божией Матери и трех святителей сооружен новый иконостас с иконами греческого письма, вызолоченный сплошь червонным золотом, стоимостью в 3 тысячи рублей, и вновь переделан пол.
Храм был разобран в 30-х гг. ХХ века. Восстановление храма, построенного одновременно с основным зданием, не представляется возможным из-за отсутствия необходимых материалов. В то же время поднятые на несколько рядов фундаменты его при реставрации 1961 г. напоминают о существовании северного теплого храма.
Нельзя не обратить внимания на остатки еще одной пристройки в высоту всего здания, включая первый ярус кокошников с западной стороны. Ни в одном из имеющихся документов не упоминается ни о строительстве, ни о разборке какой-либо части здания. По всей видимости, это могла быть колокольня. В западной стене галереи в 1961 г. найдены остатки узкой лестницы, ведущей наверх. И это наводит на мысль, что одновременно с церковью была выстроена и колокольня, разобранная после постройки колокольни надвратной Казанской церкви в 1652 г.
С южной стороны Троицкой церкви в сер. XVII в. располагались бобыльские дворы, которые Богдан Цветной перенес на посад. На освободившемся месте в 1648 г. была выстроена каменная Казанская надвратная церковь с ложно шатровым завершением. На южной стороне церкви над окнами в клеймах сделаны надписи, говорящие о дате строительства и называющие строителя церкви: «7156 (1648) года создана сия церковь», «а строенье торгового человека Тарасия, Борисова сына, по реклому Богдана Цветнова».
Комментарии 2