Крестовоздвиженское архиерейское подворье, город Муром
Крестовоздвиженский девичий монастырь
Крестовоздвиженский женский монастырь был основан в XII в.
Согласно преданиям, монастырь этот был заложен над легендарным озером Кстово (от слова «кстить» -«крестить»). Именно здесь когда-то крестил народ муромский святой князь Константин. И якобы позже это озеро соединилось с рекой Окой.
Крестовоздвиженская церковь, по преданию, была построена на том самом месте, где во время княжения св. Петра и Февронии в первой пол. XIII в. находился девичий монастырь, где будто бы св. Петр получил чудотворный Агриков меч для поражения волшебника. «Здесь между камнями, в стене монастырского храма, был спрятан чудесный. Агриков меч, с помощью которого князь Пётр победил змея-искусителя».
Впоследствии здесь приняла постриг святая княгиня Феврония. Здесь же после смерти князей бояре хотели похоронить княгиню Февронию.
Первое достоверное указание на существование Крестовоздвиженской церкви в XVI в. дает жалованная грамота царя Михаила Федоровича 1627 г. Из этой грамоты видно, что Крестовоздвиженской церкви дана была жалованная грамота еще царем Иваном Васильевичем Грозным, следовательно, и тогда церковь уже существовала.
Описание Крестовоздвиженской церкви находится в описи Бартенева 1637 г. «На посаде по конец Спасской улицы церковь Воздвижения честного креста Господня древяна, а в церкви образ местной Воздвижения на празелени, венец да гривна басменны серебряны позолочены да образ Преч. Богородицы Одигитрии, местный образ Иоанна Милостиваго; двери царския, сень и столбцы и в тябле деисус на празелени; в олтаре образ Преч. Богородицы запрестольной, крест воздвизальной древян обложен серебром басменным золочен; сосуды церковные древяные, кадило медное. Да книг: Евангелие напрестольное, Евангелисты серебряные, минея общая, апостол, охтай и псалтырь письменные. На колокольнице 3 колокола не велики. Строения та церковь – мирское. На церковной земле 7 дворов бобыльских, оброк они платят здвижинскому дьякону Левонтью по 2 гривны на год… На церковной же земле двор вдовой попадьи да внука ея дьякона Левонтья. Да к той же церкви по жалованной грамоте царя Михаила Феодоровича дано в денежные руги место озеро Кстово, что под посадом, и то озеро поп отдает в оброк по полутора рубли на год, да к той же церкви по той же грамоте в хлеба место дано пашни, что бывало дано наперед сего под дворы Государевым казенным плотникам – 6 десят., да здвиженской дьякон владеет землею по старине за пятницкой пашней – 4 десят., а в Государевой грамоте той земли не написано…»
Древняя Крестовоздвиженская церковь пользовалась особенным вниманием московских государей. Жалованная грамота царя Михаила Феодоровича не только укрепляла за причтом землю, но и освобождала от многих государевых повинностей и от светского суда жителей, поселившихся на церковной земле.
По окладу 1676 г. при Крестовоздвиженской церкви в приходе было 19 посадских дворов и деревня Орлова, в ней двор монастырский и 49 дворов крестьянских.
Деревянная Крестовоздвиженская церковь существовала до 1797 г.
В 1797 году на средства муромских купцов Антоновых был построен новый, каменный храм. Это был довольно большой храм, с величавой звонницей и просторной трапезной.
С 1798 года к Крестовоздвиженскому приходу была приписана небольшая церковь, освещенная в честь великомученицы Параскевы Пятницы.
В 1831 г. теплая трапеза при каменной церкви была расширена.
Престолов в храме три: главный в честь Воздвижения Животворящего креста Господня, в трапезе теплой в честь Покрова Пресв. Богородицы и св. Иоанна Милостивого патриарха Александрийского. [1]
Нет комментариев