30 апреля в Народном календаре – «Зосима Пчельник».
Другие названия праздника: «Зосима», «Зосим Соловецкий», «Заступник пчеловодов», «Укрытие ульев».
В это время доставали улья с пчелами из омшаника, где они зимовали: «На Зосиму расставляй улья на пчельнике».
Один из местных вариантов ритуала выноса ульев из омшаника на пасеку подробно описан в №16 «Тамбовских губернских ведомостей» за 1864 год. В этот день вывозят пчел на пасеки. За день до этого вырезают посреди пасеки глыбу земли, обносят ее кругом пасеки, потом кладут на место, говоря: «Как Зосима и Савватий с Иисусом Христом поставили престол, так я, во имя Их, облюбил это место для вас мои мушки». Затем при вынесении ульев становят посреди пасеки стол, покрытый чистой скатертью, на него хлеб и соль, черепок с жаром, Богоявленскую воду и оставшуюся от пасхальной утрени свечу. Потом, помолясь Богу и святым чудотворцам Зосиме и Савватию, обходят вокруг пасеки с зажженною свечою и курящимся ладаном, кропят святой водой пасеку и говорят: «Христос Воскресе! Христос Воскресе! Христос Воскресе!»
После этого над дверью, через которую вносят на пасеку ульи, вбивают кол. Поставивши ульи по местам, садятся под образ, а посидев немного, встают, творят крестное знамение и кладут сто земных поклонов, говоря: «Господи Боже, и вы, чудотворцы Зосим и Савватий, сохраните и помилуйте мою пчелку в пасеке от всякого хищения. Полети, моя пчела, на все четыре стороны за желтыми восками, за сладкими медами, приноси мед в свои ульи. Как осетр-рыба бежит в море, так моя бы пчела ко мне, рабу Божию, летала на пасеку. Как из столбовых рек и протоков бежит сильная рыба в море, так бы ко мне, рабу Божию, моя пчела летала со всех круговерхов, из темных лесов, с лугов, с болот, с топей, с черных грязей, из чистого поля, набравшись, напившись желтыми восками, садилась в свои ульи со всем смиренством, с плодом и с повозом, Господу Богу на славу, а мне, рабу Божию, в пожиток, во веки веков, аминь ». Затем мажут священным елеем все летки (отверстия в улье, откуда вылетают и куда влетают пчелы), кропят «водою первой водополи» пчел, произнося: «Как океан-море из всех столбовых рек и протоков собирается и силен бывает, как полая вода дюжа и сильна бывает, ломает лес и урывает берега, несется через острове, кусты, зеленые луга и болота заливает, так бы у меня, раба Божия, пчела в пасеке сильна и дюжа была, и несла мед со всех четырех сторон, завела б себе детей, отпущала б сильные рои, работала б сама себе, в люди не ходила б и к себе чужую не пущала б, со всех сторон оборонялась. Небо – ключ, земля – замок».
От нападения чужой пчелы поступают еще так: из осинового дерева делают три кола и, перекрестясь, вколачивают их посреди пасеки, потом, положив на них веник, говорят: «Садитесь, чужие пчелы, на осиновые колы и на веник и отсюда не отходите».
Важное значение, которое имеет полая вода в обрядовой практике пчеловодов, подтверждается тем, что вода, набранная в бутыли во время половодья, сохраняется до половодья следующего года. Ее держат летом на пасеке, зимой – в омшанике. Там же хранят свечу, с которой стояли в церкви у заутрени Светлого Христова Воскресения.
Связь воды и пчел, вообще говоря, относится к древним, мифологическим представлениям о рождении пчелы из воды, позднее – от водяного, который также считается в народе покровителем пчеловодства. В дни Зосимы и Савватия, пасечник вынимает из улья соты и в двенадцать часов ночи погружает мед в воду (иногда около мельницы) с произнесением заговора. Накануне Преображения Господня пчеловоды одаривали водяного.
Крестьяне Калужской губернии то же действие (погружение меда или сот в воду) расценивали как колдовское вредительство: «Если еретик-колдун желает иметь изобилие меда, то он в день Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, вынимает из улья осот, и в 12 часов ночи отправляется к мельнице для погружения его в воду при произнесении заклятий. Сделав это, он поспешает как можно скорее в свою пасеку. Если же кто-то увидит в это время еретика, то заклятия его остаются недействительными. Заклятый мед известен под именем наговорного».
«По тому, как пчелы перезимовали, судят в Пензенской губернии о будущем урожае гречихи: мало убыли в пчелах по высадке их из омшаника – к урожаю гречи; и наоборот, много убыли – греча не родится». По поведению пчел, покидающих только что выставленные ульи, гадали о том, сколько меда может быть собрано за предстоящее лето: «Летят пчелы лениво, не дружно – меду будет мало; вылетают быстро, не по одной рассчитывают на хорошее количество меда». Пчела предсказывала и урожай некоторых культур: «На какой хлеб пошла пчела – тот на зерно будет хорош»; «Если пчелы садятся на вишневый цвет, вишни уродятся, если нет – вишен не будет»; «Пчела знает, где мед брать».
В русских фольклорных текстах пчела нередко предстает вестницей весны. В разных губерниях известны были заклички (веснянки):
«Ты пчелочка ярая,
Ты вылетай с-за моря,
Ты вынеси ключики,
Ключики золотые,
Отомкни летечко,
Замкни зимушку.
Приметы:
Если пчелы на цвет летят, будет из цвета плод.
На какой хлеб села пчела, тот будет хорош на зерно.
Если по высадке из омшаника мало убыли в пчелах, то уродится гречиха.
Пчелы летают лениво и недружно – меду будет мало. Если вылетели быстро и не по одной, то меду будет много.
Муравьи в доме – к счастью.
Много сережек на ольхе – к урожаю овса, много шишек – ячмень уродится.
Грачи играют – на хорошую погоду.
Если рано утром пошел дождь, днем будет ясно.
#музейнароднойкультуры31 #музей #бгмнк
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев