13 мая по Народному календарю – «Яков Теплый».
Другие названия праздника: «Яков (Иаков)», «Яков (Иаков) Апостол».
Про этот день говорили: «На Якова греет всякого». Уж заканчивается холодное время, начинается настоящая весна.
В Туле было предание, что в этот день нельзя выезжать в дальний путь, не искупавшись наперед в воде из мартовского снега. Старушки уверяли, что с этого дня будто в чужих сторонах начинают бродить тощие, заморенные весенние болезни и что без мартовской воды, будто заезжему нет от них спасения. По их понятиям, весенние болезни на зиму запираются в снежные горы, где сидят всю зиму до оттепелей. Когда солнце отогреет землю, растает снег, тогда весенние болезни разбегаются по белому свету и нападают на неосторожных. Один только мартовский снег будто спасает от их нападений.
Со дня Якова прекращали всякое сватовство. Май считался неблагоприятным месяцем для бракосочетаний, говорили: «В май жениться – век свой маяться». Поэтому предложение о сватовстве воспринималось как дело зазорное и обидное, худая слава пошла бы о той семье, которая помышляла в мае о свадьбе.
В западной части славянского мира (у лужичан, чехов и мораван, поляков, словаков) день св. Якова имел особое значение. Ночь накануне славилась как годовой пик ведьминской активности, когда все ведьмы слетаются на шабаш. Чехи рассказывали, что ведьмы носятся по небу на горящих помелах, а о выпавших из печи искрах говорили, что это ведьмы летают. В старых словацких хрониках (XVI-XVIII ив.) сообщалось, что ведьмы и ведьмаки в эту ночь собирались на горах и перекрестках, а также ходили в селения и уничтожали молодую зелень – ведьмаки насылали мороз на виноградники, а ведьмы слизывали с жита росу и спор (хороший рост). В Моравии также верили, что ночью ведьмы ходят по чужим полям и лугам, таская за собой полотно и собирая таким образом росу, потом они выжимают эту росу в посуду и кропят ею свое поле и луг, чтобы перенести на них соседский спор. Лужичане рассказывали, что в эту ночь ведьмы собирают травы и росу с 9 полей и 9 межей, после чего там уже не будет урожая – он весь перейдет к ведьмам.
Интересно, что сбором росы во многих местах занимались не только ведьмы, но и обычные скотоводы и земледельцы. Например, чехи накануне 13 мая украшали одну из своих коров зелеными ветками, покрывали ее чистой пеленой и выводили в поле; там, сотворив обычную молитву, с коровы снимали покрывало, расстилали его по траве и хлебным всходам, чтобы оно промокло от росы, а затем снова покрывали им корову. По возвращении домой покрывало вешали в избе и выжимали из него росу в особый сосуд, причем так, чтобы мокрая ткань провисла наподобие коровьего вымени с четырьмя сосцами. Добытая таким образом роса примешивалась к коровьему пойлу, чтобы коровы весь год были здоровы и давали больше молока. Той же росой умывались девушки, чтобы стать красивыми и здоровыми (что называется «кровь с молоком»). Нередко прибегали и к такому способу: рано утром, еще до восхода солнца, отправлялись в поле и стряхивали росу с хлебных колосьев в подойники, а потом омывали этой росой вымя коровам.
Приметы:
Теплый вечер и тихая звездная ночь – к сухому ветреному лету и хорошему урожаю.
Если солнце зайдет на чистом безоблачном небе, то лето будет ведерное, солнце выглянет сквозь облака – лето будет дождливое.
Если вечером на небе появятся звезды и с юга подует теплый ветер, то будет лето теплое и грозное, плодородие изобильное.
Дождь на Якова предвещает обилие свадеб осенью.
#музей #музейнароднойкультуры31 #бгмнк
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев