Как снимался фильм «Они сражались за Родину».
Многие советские актёры прошли Великую Отечественную войну. Зачастую зритель даже не догадывался, что перед ним на экране герой, награждённый орденами и медалями. Свои военные воспоминания, боль за погибших, гордость за великую победу кинематографисты впоследствии переносили и в творчество.
Одним из таких фильмов, полюбившихся миллионам советских (и не только) зрителей, стала картина великого русского мастера Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину». Фильм вышел на экраны в 1975-м, к 30-летию Победы, и хотя после войны прошло уже довольно много времени, зрители переживали события в фильме так, словно это было вчера. Его создателям удалось перебросить зрителей в то страшное время - в то опалённое огнём лето 1942 года, и даже те миллионы зрителей, которые не познали войны, теперь столкнулись с ней — взгляд во взгляд. Но кроме войны с её ужасами, потерями и смертями сквозь стеклянное око киноаппарата в затемнённые залы смотрели на зрителей её бессмертные Герои. Настоящие воины. И настоящие защитники.
История этого фильма началась в 1974 году, когда в преддверии 30-летия Победы руководством Советского Союза было принято решение поставить к грядущему юбилею масштабное кинополотно о Великой Отечественной войне. Вопрос о том, кто должен стать режиссёром картины не стоял — такое ответственное дело можно было доверить только создателю «Судьбы человека» и «Войны и мира» Сергею Бондарчуку.
Режиссёра вызвали в Министерство обороны и предложили снять фильм по книге «Битва за Кавказ» маршала Андрея Антоновича Гречко, возглавлявшего в то время военное ведомство.
«Для него как для режиссёра ситуация была сложной, – вспоминала позже супруга Бондарчука Ирина Скобцева. – Маршал Гречко настоятельно «рекомендовал», чтобы Сергей Фёдорович снимал фильм «Битва за Кавказ», обещая: «Всё дадим, всем обеспечим». Но он решил по-своему... Решил снимать другой фильм».
Не повинуясь настоятельной «рекомендации», Сергей Фёдорович приступил к работе над картиной «Они сражались за Родину» по неоконченному роману Михаила Шолохова. Позже такое своеволие вызвало бурю гнева генералитета, и картину долго не пускали в прокат. Но Бондарчук пошёл «против течения». Причём масштабность его «бунта» поразила многих. Ассистенты режиссёра ездили по всей стране: нужно было подобрать 57 актёров на значимые роли, 80 — на роли второго плана и к тому же найти огромную массовку.
⠀
На главные роли в фильме были приглашены артисты, которые сами не понаслышке знали, что такое война: и Вячеслав Тихонов, и Юрий Никулин, и Георгий Бурков, и Василий Шукшин. Никулин сам воевал, Тихонов, Бурков и Шукшин были ещё подростками, но прекрасно видели весь ужас происходящего и ежедневные подвиги своих соседей и родных. Да и сам Сергей Бондарчук был участником Великой Отечественной. Всё это было очень важно для создания будущего фильма.
⠀
Взяв за основу сценария картины роман Михаила Шолохова, Бондарчук, как и во время работы над «Судьбой человека», постоянно советовался по различным вопросам с автором книги. Именно Шолохов, желавший, «чтобы в фильме всё было правдиво до боли», настоял на проведении съёмок практически в тех же местах, где разворачиваются события его произведения. Следуя его пожеланию, фильм снимали в Волгоградской области, в окрестностях расположенных на границе Дона и Волги станицы Клетской и хутора Мелологовского. И хотя чиновники Министерства обороны были в обиде на Сергея Фёдоровича, всё-таки для обеспечения безопасности съёмочной группы ему выделили целый армейский полк, а съёмочную площадку разбили рядом с танковой, конной и сапёрной частями. Солдаты помогали съёмочной группе возводить декорации, рыть окопы, строить переправу через Дон, а также участвовали в массовках. Новые окопы для съёмок рыли на тех же позициях, где когда-то проходила линия обороны. Кроме того, военнослужащие полка, в состав которого входило сапёрное подразделение, обезвреживали оставшиеся с войны неразорвавшиеся боеприпасы.
По воспоминаниям главного оператора картины Вадима Юсова, участникам киногруппы очень часто встречались следы проходивших здесь боёв: «Мы рыли окопы на полную глубину и находили человеческие останки. Их было очень много. Мы вынимали кости и отдавали на захоронение. Земля там вся начинена остатками мин. Сапёры постоянно находили фюзеляжи. Помню, в газетах писали, что на съёмках чуть не пострадал оператор. Это действительно было так. Во время перерыва я обнаружил, что прилёг рядом с неразорвавшейся миной. Её тут же откопали и взорвали сапёры».
⠀
Работа проходила в сжатые сроки и в сложных условиях - нужно было успеть к юбилею Победы. Так, в спешке, администраторы не успели позаботиться о гостинице для размещения съёмочной группы и актёров, и только благодаря авторитету Бондарчука удалось уговорить местное руководство предоставить для проживания людей теплоход «Дунай». Там и случилась большая трагедия. 2 октября 1974 года не стало Василия Шукшина. Накануне актёр вместе с коллегами отмечал очередную награду, уже ночью отправился спать, так как на следующий день вскоре ему предстояло отснять последний по сценарию эпизод, но больше из каюты так и не вышел. Утром Бурков, проходя мимо, заметил, что дверь приоткрыта, он постучал и, не дождавшись ответа, заглянул в каюту. Шукшин, как установили медики, скончался во сне от сердечной недостаточности. Сцены, в которых он так и не успел сняться, доигрывал похожий на Шукшина актёр Юрий Соловьёв, а озвучивал героя уже Игорь Ефимов. Тембр его голоса знала вся страна, и потому актёр Игорь Ефимов смог не спародировать, а именно перевоплотить собственную интонацию. Никому из зрителей не пришло в голову, что в кадре говорит не Шукшин. К слову, этот же актёр полностью озвучил Анатолия Папанова, когда того не стало после съёмок фильма «Холодное лето пятьдесят третьего…»
Так как сложнейшие съёмки пришлось проводить в рекордные для картин такого масштаба сроки -вместо двух сезонов, необходимых для работы, снимать пришлось за один. Как удалось за столь короткое время снять настолько документально точную картину, для многих по сей день остаётся загадкой. Технологию создания фильма «Они сражались за Родину» в творческих вузах и спецкурсах студенты изучают порой не один год.
⠀
В фильме действительно есть эпизоды, поражающие своей масштабностью, снятые естественно, безо всяких компьютерных спецэффектов, без которых в большинстве случаев немыслимо современное «военное» кино, да и компьютеры тогда, в 1974 году, были для киношников чем-то из области фантастики. Интересно, что даже использование «обычных» оптических комбинированных съёмок Бондарчук со своей киногруппой постарался свести к минимуму – ставка делалась на «живые» съёмки с «живой» военной техникой и «живой» пиротехникой.
⠀
Например, в съёмках сцены авиабомбёжки переправы и хутора принимали участие все воинские подразделения, выделенные Генштабом, военная и гражданская техника, стада коров и овец, 15 «загримированных» под мессершмиты самолётов ДОСААФ, которые базировались в 300 км от места съёмок. Самолёты в кадре находились всего семь минут – потом они должны были вернуться на базу для дозаправки.
⠀
И всё-таки это была не единственная сложность, с которой столкнулись кинематографисты. Сама местность оказалась неудобной для манёвров. Да и воспроизвести взрывы, артобстрелы было далеко не просто. Для съёмок было израсходовано 5 тонн тротила (для сравнения: чтобы взорвать машину, достаточно всего 200 граммов!). Взрывы оказались настолько мощными, что снимать приходилось издалека – иначе ударная волна могла покалечить людей.
⠀
Были и непредвиденные ситуации. Как-то один танкист, не услышав команды второго режиссёра, не остановил танк, а пошёл полным ходом на массовку. К счастью, никто из людей не пострадал.
Один из знаменитых кадров фильма появился также благодаря случайности. Неопытный солдат-первогодок не справился с рычагами управления «подбитого» немецкого «Тигра». В итоге многотонная махина завалилась с края небольшого оврага - вначале отвалилась полыхнувшая башня, а затем перевернулся и сам танк. Гусеницы, вращаясь неспешно, молотили воздух... Водитель танка остался цел и невредим, хотя ему крепко влетело от военного руководства, но зато киношники ликовали от необычайно эффектного, реалистичного кадра.
⠀
Случались съёмки кадров, когда актёрам приходилось, буквально рискуя жизнью, бросаться под бронетехнику. Так молодому начинающему актёру Андрею Ростоцкому, исполняющему рядового Кочетыгина, пришлось безо всяких каскадёров ложиться под танк и затем поджигать его. Ростоцкий даже подписал бумагу, что за его риск съёмочная группа ответственности не несёт. Было сделано два опасных дубля, и в последнем Ростоцкий действительно спалил вполне реальную боевую машину, от чего в дирекции картины разразился страшный скандал из-за «военной потери танковой мощи противника».
⠀
Местные жители хутора, где проходили съёмки, видели, как сотни советских солдат шли в бой против фашистских танков. А ещё телеги, переполненные изуродованными телами, и не догадывались, что это манекены с наложенными на них слепками с лиц актёров. Апофеозом стало сожжение настоящего хутора Мелологовского. Искусственные декорации не годились для такой сцены, поскольку не источали облако меловой пыли. Поэтому ветхие дома селения выкупили у хозяев за крупные суммы и неподалёку построили им другое жилье. На опустевшем хуторе три месяца достраивали новые здания и реставрировали старые, чтобы в кадре за четыре минуты сравнять всё с землёй. «Взрывы, дым, рёв самолётов. По-настоящему было страшно, – вспоминала местная жительница Нина Захарова. - Словно меня снова пятилетней девчушкой немцы гонят по дороге. Фильм потом в кинотеатре смотрели со слезами. Ведь в нём – вся правда о войне...»
Хотя в фильме была занята почти вся элита советского кинематографа, во время съёмок никаких поблажек для народных-заслуженных не делалось. Ради того, чтобы погрузиться в роль, актёры ходили в гимнастёрках, сапогах и пилотках и за пределами съёмочной площадки. Им даже приходилось самостоятельно рыть окопы и лишь в крайних случаях прибегать к услугам дублёров. Между прочим, нередко водка в их стаканах тоже была настоящей. Бондарчук, опять же ради правды жизни, разрешал «употреблять» прямо в кадре.
⠀
Один из местных жителей, снимавшийся в картине, вспоминал: «Как-то перерыв был небольшой в съёмках. Мимо семенили пацанята с удочками на Дон. Юрий Никулин и напросился с ними. Только скоро ребята все снасти побросали – за животы схватились – это им Никулин анекдоты стал рассказывать. Потом и на рыбалке самой так. Он один сидел с удочкой – остальные от смеха катались! ... Как-то он выпросил у костюмеров новенькую форму – старая уже протёрлась вся. Ходил такой гордый, а Бондарчук, когда это увидел, отправил переодеваться в старую. Мол, что это за солдат получится – в гимнастёрке с иголочки?!».
Ключевой эпизод фильма - контузию персонажа Вячеслава Тихонова (он играет бойца стрелкового подразделения, ведущего в июле 1942 года бой за переправу через Дон) Бондарчук потребовал от оператора снять как можно драматичнее. «От меня требовалось показать в кадре напряжение и животный ужас, - вспоминал Вадим Юсов. - А погода, как назло, стоит прекрасная - ни ливня, ни облачка. То есть никаких дополнительных выразительных средств, чтобы описать состояние героя, нет. И, для того чтобы в кадре была едва заметная нервная дрожь, я попросил танкистов в строго определённые моменты стрелять в сторону Тихонова из всех орудий холостыми зарядами. Выстрелы были мощные, нам всем приходилось затыкать уши, но нужный эффект был достигнут: от каждого залпа земля вздрагивала, начинала немного дымиться, а картинка плыла. А чтобы усилить этот эффект, мы вокруг Тихонова поставили жаровни с углями. В итоге, когда вы видите крупный план актёра, то изображение становится неустойчивым, напоминает мираж в пустыне. Выглядит очень эффектно, а нужно всего-то поджечь уголь!»
В конце апреля 1975 года Бондарчук представил картину на утверждение высокому начальству. И больше всего опасался, что из картины уберут ряд наиболее ярких эпизодов и диалогов. Только одна фраза бойца Лопахина в ответ на жалобу его приятеля Копытовского, что он не умеет плавать («…А ты не утонешь. Г..но не тонет»), чего стоила для пуританского советского кино!
⠀
Особые нарекания у комиссии в погонах вызвал эпизод, где во время атаки сидящий в окопе герой Бондарчука – Звягинцев начинает молиться: «Господи, спаси! Не дай меня в трату, господи!». А после, преодолевая слабость, он рассудил: «Эка беда-то какая, что помолился немножко… Смерть-то, она не родная тётка, она, стерва, всем одинаково страшна – и партийному, и беспартийному…». И что удивительно, эпизод было решено оставить. Такое могли позволить лишь мастеру Бондарчуку.
⠀
Коллеги режиссёра и критики восторженно приняли картину. Многие воевавшие отметили её документальность. Особо тепло принял фильм главный автор, Михаил Шолохов.
А крайне недовольными остались, пожалуй, только… военные, которым казалось, что режиссёр сделал недостаточный акцент на заслугах военного руководства. Так, чины из минобороны требовали, чтобы Бондарчук непременно ввёл в фильм старших чинов и политруков. Но режиссёр ничего не стал переделывать.
⠀
Из-за постоянных замечаний премьера картины «Они сражались за Родину» в Москве состоялась не 9 Мая, как планировалась, а на три дня позже.Но несмотря на то, что картину не увидели в юбилейную дату, её ожидал полный триумф и сплошные аншлаги во всех кинотеатрах страны, а потом и зарубежья. До конца года новый шедевр советского кино увидел 41 миллион зрителей! В этом же году Сергей Бондарчук со своей эпической лентой отправился в Канны на фестиваль, а в 1976-м на Международный кинофестиваль в Карловых Варах, где получил премию Союза антифашистских борцов Чехословакии. В 1977 году новая награда — уже в Панаме Бодарчуку вручили приз за режиссёрское искусство. Но даже без учёта всех премий и наград и зрители, и эксперты все эти годы признавали ленту одним из самых пронзительных и сильных фильмов о войне и о тех, кто сражался за Родину.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5