Старшина Олег Ануфриевич Кильговатов – пилот 932-го смешанного авиационного полка – участвовал в боях с 12 мая 1942 года и совершил около 45 боевых вылетов.
25 июля 1942 года в составе звена И-16 (по другим данным – ЛаГГ-3) он вылетел на перехват воздушного разведчика противника.
Кильговатов Олег Ануфриевич, 1941 г. В районе поселка Зимовники (Ростовская область) летчики встретили немецкий разведчик ФВ-189, который атаковали. После полного израсходования боекомплекта всеми истребителями звена, чтобы не дать разведчику уйти, Кильговатов решил таранить. Дважды он наносил по нему удары крыльями своего истребителя, но «Рама» продолжала лететь. Тогда он нанес удар винтом, но снова неудача. Четвертый таранный удар оказался решающим и поврежденный ФВ-189 с экипажем на борту совершил вынужденную посадку в 20 км восточнее хутора Ивановский (около 30 км к северу от Зимовников). По данным советских документов, четыре немецких летчика были пленены и доставлены в штаб 51-й армии.
Судя по всему, Кильговатов протаранил FW 189 (заводской номер 0149, бортовой код H1+JN) из состава 5-го отряда 12-й группы ближних разведчиков. Из экипажа «Рамы» лейтенант Герман Лейпольт и ещё один лётчик были ранены, но смогли убежать. А вот бортовому стрелку унтер-офицеру Герберту Риттеру фатально не повезло – он был взят в плен, в котором и умер 10 ноября того же года. Сам же Кильговатов благополучно произвел вынужденную посадку на нашей территории в районе станции Гашун.
За свой подвиг в соответствии с приказом НКО СССР № 0299 Кильговатов был представлен к ордену Ленина, однако получил по этому представлению награду рангом ниже – орден Красного Знамени (17.10.1942).
Всего лейтенант Олег Кильговатов произвел около 230 боевых вылетов, провел не менее 52 воздушных боев и сбил лично 7 самолетов противника. Награждённый тремя орденами Красного Знамени, отважный летчик погиб 10 апреля 1944 года в бою с немецкими истребителями в районе хутора Зеленый Яр в Крыму, где и был похоронен.
Список известных воздушных побед О. А. Кильговатова: Д а т а Противник Место падения самолёта или проведения воздушного боя Свой самолёт 25.07.1942 1 ФВ-189 (сбит тараном) хутор Ивановский И-16 23.07.1943 1 Ме-109 северо-восточнее Куйбышево Як-1 19.03.1944 1 Ю-52 западнее Черногорка "Аэрокобра" 26.03.1944 1 Ю-52 юго-западнее Раевка 1 Ю-52 юго-восточнее Калиновка 27.03.1944 1 Ме-109 аэродром Нечаянное 10.04.1944 1 ФВ-190 юго-западнее Зелёный Яр Всего сбитых самолётов - 7 + 0; боевых вылетов - около 230; воздушных боёв - более 50. "Все асы Сталина. 1936-1953 гг." М.Ю. Быков
"25 июля 1942 года в составе звена И-16 (по другим данным – ЛаГГ-3) он вылетел на перехват воздушного разведчика противника." ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ЛаГГ-3 на вооружении 932-го САП не состояли.
Комментарии 17
Д а т а Противник Место падения самолёта или
проведения воздушного боя Свой самолёт
25.07.1942 1 ФВ-189 (сбит тараном) хутор Ивановский И-16
23.07.1943 1 Ме-109 северо-восточнее Куйбышево Як-1
19.03.1944 1 Ю-52 западнее Черногорка "Аэрокобра"
26.03.1944 1 Ю-52 юго-западнее Раевка
1 Ю-52 юго-восточнее Калиновка
27.03.1944 1 Ме-109 аэродром Нечаянное
10.04.1944 1 ФВ-190 юго-западнее Зелёный Яр
Всего сбитых самолётов - 7 + 0; боевых вылетов - около 230; воздушных боёв - более 50.
"Все асы Сталина. 1936-1953 гг." М.Ю. Быков