О РАЗДЕЛЕНИИ ЗАПОВЕДЕЙ НА ДВЕ СКРИЖАЛИ
ЧТО ОЗНАЧАЕТ РАЗДЕЛЕНИЕ ЗАПОВЕДЕЙ НА ДВЕ СКРИЖАЛИ?
Десять заповедей были разделены на две скрижали. Это значит, что в них заключаются два вида любви, т.е. любовь к Богу и любовь к ближнему, и поэтому предписываются два рода обязанностей.
На вопрос: «кая (какая) заповедь больши есть в Законе?» – Господом Иисусом Христом дан ответ: «Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею. Сия есть первая и большая заповедь. Вторая же подобна ей: возлюбиши искренняго (ближнего) твоего, яко сам себе. В сию обою заповедию (на этих двух заповедях) весь Закон и пророцы висят» (утверждаются) (Мф.22, 36–40).
КТО ЯВЛЯЕТСЯ НАШИМИ БЛИЖНИМИ?
Все люди являются нашими ближними. Потому что все – создания Единого Бога и произошли от одного человека. Но родственные по вере сугубо (вдвойне, особенно) близки нам как чада единого Отца Небесного по вере в Господа Иисуса Христа.
ПОЧЕМУ НЕТ ЗАПОВЕДИ О ЛЮБВИ К СЕБЕ САМОМУ?
Нет заповеди о любви к самому себе потому, что и без заповеди, по природе, «никтоже бо когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю» (Еф.5, 29).
КАКОЙ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОРЯДОК В ЛЮБВИ К БОГУ, К БЛИЖНЕМУ И К САМОМУ СЕБЕ?
В любви к Богу, ближнему и к самому себе должен быть следующий порядок. Любить себя следует только для Бога и отчасти для ближних, любить ближних следует для Бога, а любить Бога нужно для Него Самого, и более всего.
Любовь к себе следует приносить в жертву любви к ближним. «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Ин.15, 13). А любовь к себе и к ближним нужно приносить в жертву любви к Богу. «Иже любит отца или матерь паче (более, нежели) Мене, – говорит Иисус Христос, – несть Мене достоин; и иже любит сына или дщерь (дочь) паче Мене, несть Мене достоин» (Мф.10, 37).
ЕСЛИ ВЕСЬ ЗАКОН ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ДВУХ ЗАПОВЕДЯХ, ТО ЗАЧЕМ РАЗДЕЛЕНИЕ ЕГО НА ДЕСЯТЬ?
Хотя весь Закон заключается в двух заповедях, но они, тем не менее, разделены на десять, чтобы яснее представить обязанности наши к Богу и ближнему.
В КАКИХ ЗАПОВЕДЯХ ИЗЛОЖЕНЫ НАШИ ОБЯЗАННОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К БОГУ?
Обязанности по отношению к Богу предписываются в первых четырех заповедях.
В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ НАШИ ОБЯЗАННОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К БОГУ?
Это следующие обязанности. В первой заповеди предписывается познавать и чтить Истинного Бога. Во второй – избегать ложного богопочитания. В третьей – не нарушать богопочитания даже словом. В четвертой – соблюдать порядок во времени и в делах богопочитания.
В КАКИХ ЗАПОВЕДЯХ ИЗЛОЖЕНЫ НАШИ ОБЯЗАННОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К БЛИЖНИМ?
Обязанности к ближним предписываются в последних шести заповедях.
В ЧЁМ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ НАШИ ОБЯЗАННОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К БЛИЖНИМ?
Это следующие обязанности. В пятой заповеди предписывается любить и почитать ближних, особенно близких наших, начиная с родителей. В шестой заповеди – не вредить жизни ближних. В седьмой – не вредить чистоте нравов их. В восьмой – не вредить их собственности. В девятой – не вредить им словом. В десятой – даже не желать вредить им.
В ЧЁМ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ НАШИ ОБЯЗАННОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К САМИМ СЕБЕ?
Что касается обязанностей (по отношению) к самим себе, то они заключаются в заповеди о должностях к ближним (об обязанностях по отношению к ближним), потому что ближнего любить следует так же, как самого себя.
Святитель Филарет Московский*
* Цитируется по книге: Катехизис – святитель Филарет Московский http://pravmolitva.ru. – М.: Благовест, 160 с. Обложка. Формат издания 125 х 200 мм. Эту книгу, а также другую православную литературу вы можете заказать по почте или с доставкой:
Учебная православная литература https://www.pravmolitva.ru/catalog/uchebnaya-pravoslavnaya-literatura.html
1 комментарий
22 класса
Неделя сыропустная: Изгнание Адамово
В богослужении предстоящего воскресенья, в народе известного как Прощеное, воскресная служба соединяется с песнопениями Триоди, повествующими об изгнании Адама из рая.
Все церковные праздники посвящены тем или иным событиям Священной истории. В самом ее начале находятся сотворение мира и человека, а затем — грехопадение первых людей и изгнание из райского сада. Конец же истории — всеообщее Воскресение и Страшный суд.
Страшному суду было посвящено предыдущее воскресенье, завершившее весь годовой круг церковных памятей. А теперь этот круг начинается снова: вспомнив о том, как Адам плакал у врат рая (его плач — «увы мне!» — повторяется в службе Сыропустной недели почти двадцать раз), мы должны и сами встать на путь покаянного плача, который приведет нас к Пасхе.
Одна из первых стихир службы — славник на «Господи, воззвах», — описывает плач Адама так:
Сéде Адам прямо рая, и свою наготу рыдaя плaкаше:
«Увы мне, прeлестию лукaвою увещaнну бывшу и окрaдену и слaвы удалeну!»
«Увы мне, простотóю нaгу, ныне же недоуменну!»
«Но, о раю, ктому твоея слaдости не наслаждyся,
ктому не узрю Господа и Бога моего и Создaтеля
— в зeмлю бо пойду, от неяже и взят бех».
«Милоcтиве Щeдрый, вопию Ти: "помилуй мя пaдшаго!"».
ПЕРЕВОД:
Сел Адам напротив рая и, рыдая, оплакивал собственную наготу [либо: лишение <рая>]:
«Увы мне, доверившемуся лукавому обольщению и обворованному, и удаленному [либо: отстраненному от славы!»
«Увы мне, нагому из-за <прежней> простоты, а теперь запутавшемуся!»
«Теперь, о рай, я больше не буду наслаждаться твоей роскошью,
больше не буду созерцать Господа и Бога моего и Создателя
— ведь я уйду <из жизни>: в землю, из которой и был взят».
«<Господь> Милостивый, Щедрый, я восклицаю Тебе: "Помилуй меня, падшего!"»
В службе Сыропустного воскресенья сохранился многострофный кондак. Почти во всех службах кондаки сокращены: предлагается только вступительная строфа (на нее и перешло само название «кондака») и первая строфа самого стихотворения («икос»). В новосоставленных службах кондаки сразу такими и пишутся, но древние кондаки представляли собой многострофную поэму, со многими икосами.
1 комментарий
38 классов
Если где то была дана благодать, то это не значит навсегда. Андрей Ткачев
#православие
1 комментарий
1 класс
☦️ Мне встречались такие семьи, в которых какая-нибудь бабушка высохшая, лежит себе — как одуванчик. Внуки, правнуки ее любят. Ест она как птичка. Поклюет чего-нибудь и с какой-то книжкой лежит, читает. Псалмы какие-то там. Про себя что-то мурлычет. А вокруг все «бегают». Дети — на учебу. Правнуки — в садик. У тех – бизнес. Те – на отдых. У всех все хорошо. Все бабушку любят. Бабушка лежит, никому ничего не делает в принципе — ни хорошего, ни плохого. Просто лежит с книжкой.
Потом бабушка умирает. Ее отпевают. Предают ее земле. Совершают по ней «девять дней», потом «сорок дней». И к сороковому дню приходят внуки, дети и говорят. «Что-то у нас в жизни все перекосилось. Что-то бизнес наш не «пляшет». Что-то мы все переболели. Что-то мы все перессорились. И такое впечатление, что бабушка держала нас на плечах – всех». Этот «одуванчик божий», этот «воробей в кровати», он – с этой книжкой в руках держал всех на плечах.
А они ж, думают, что «мы все такие умные». «Я же бизнес свой создал потому, что я – такой умный». «А я такой великий дизайнер, художник – потому что у меня великий талант. По мне Европа плачет. Меня скоро с руками оторвут». Они все думают, что они такие все гении. А эта гениальность она имеет разные корни. ПРОСТО КАКОЙ-НИБУДЬ СВЯТОЙ, и ТЕБЕ КАЖУЩИЙСЯ БЕСПОЛЕЗНЫМ ЧЕЛОВЕК..МОЛИТСЯ за ТЕБЯ..☝️🤔👇
(протоирей Андрей Ткачев)
1 комментарий
28 классов
1 комментарий
12 классов
Почему Господь Иисус Христос после Своего воскресения является с иной внешностью? Священник Валерий Сосковец
1 комментарий
2 класса
Школа изучения Псалтири. 3 занятие. 2 Псалом. Священник Валерий Сосковец
1 комментарий
2 класса
Как научиться УМНОЙ молитве? (Практический совет). Что такое умная молитва? Почему именно она необходима? Условия ее совершения? С чего начать? Священник Валерий Сосковец
1 комментарий
1 класс
Школа изучения Псалтири. 2 занятие. 1 Псалом. Священник Валерий Сосковец
Вход Господень в Иерусалим. Неделя ваий (цветоносная, Вербное воскресенье) Двунадесятый переходящий праздник. Совершается в Неделю 6-ю Великого поста, то есть в последнее воскресенье перед Пасхой. «На утрени этого праздника раздаётся освященная верба в память евангельского события (Мф. 21, 8). Существует в некоторых местах нелепое обыкновение – хлестать после богослужения друг друга освященною вербою с разными шутками–прибаутками… Таким образом священное «знамение победы» обращается в потеху!.. Поистине дикий обычай, недостойный христиан, поэтому с искоренением его нужно бороться всеми мерами» (От святой купели и до Неба. – М., с. 103–104). «Одежды душевные изменим. Приидите, возлюбленные,
О воскрешении праведного Лазаря Господом нашим Иисусом Христом «Сын, воскрешающий мёртвых, посылается Всевышним немногими примерами проповедать человеческому роду воскресение. Сын Всемогущего Господа приходит к бедному Адамову роду, чтобы восставить его от падения возвещением жизни заключенным во гробах… На умершем Лазаре, который уже смердел, угодно Ему было показать могущество Своё, что действительно воскрешает Он мёртвых, а не словом только проповедует воскресение. Не кого-либо из отдалённых или из давних родов воскресил Он, чтобы не могли ближние усомниться и спрашивать: «Кто он и чей он сын?» Если бы воскресил он Сифа, или Еноса, или самого Адама, то можно было бы сомневаться в их вос
О чем молятся мученице Фомаиде Египетской Святая Фомаида родилась и была воспитана в благочестивой христианской семье, жившей в Александрии Египетской в V в. Юную отроковицу отличали кротость, доброта и целомудрие. Когда девушке исполнилось 15 лет, ее выдали замуж за рыбака, который тоже был христианином. Супруги жили счастливо в доме родителей мужа. Они хорошо относились к Фомаиде, но свекор воспылал к ней также плотской страстью. Однажды, когда мужа Фомаиды не было дома, свекор стал склонять и принуждать ее ко греху. Девушка категорически отвергла эти притязания, пыталась напомнить ему о Страшном Суде и наказании за грехи. Однако свекор в гневе схватил меч и поразил им Фомаиду. После это
О духе тщеславия Авва Нисферой (Нистерой) однажды прохаживался по пустыне с одним братом. Увидев дракона, они побежали. Брат спросил его: и ты, отец, боишься? Старец отвечал ему: нет, сын! я не боюсь, но польза требовала, чтобы я бежал; иначе мне не убежать бы от духа тщеславия (ср.: Достопамятные сказания. – М., с. 173). Надо «учиться по возможности делать добро, с любовью к добру; …недостатки ближних надо терпеть, потому что и видящий сии недостатки имеет свои недостатки и пользуется долготерпением Божиим; … в предприятиях и делах надобно желать одобрения от Бога и совести и не слишком заботиться о человеческом одобрении». «Если хочешь сделать добро и искушаешься помыслом тщеславия и если
Напишите, что Вы ищете, и мы постараемся это найти!
Левая колонка
О группе
✣ О вере и Спасении ✣
В нашей группе вы найдете:
- материалы по изучению Свящ. Писания ✔
- советы и наставления Святых Отцов ✔
- православные видео- и аудио записи ✔
- и пр. информацию о православии