До середины XVI века «жесткую» обувь украшали редко, скупо расшивая ее цветной нитью, а самыми распространенными расцветками для сапог были черный и красный - заграничные гости и послы в своих записках упоминают чаще всего эти два цвета. Для получения кожи черного цвета русские мастера использовали соли и окислы железа или деготь, которым начиная с XIV века обычно смазывали изделие. Реже ими применялся красный сандал, окрашивающий кожу в соответствующий цвет.
Kрасные сапоги, возможно, были изготовлены из юфти — краснодубной кожи самого высокого качества. Юфть упоминается в исторических источниках с XVI века, тогда же в отечественном кожевенном производстве стали широко применять крашение материала. Последнее обусловило появление во второй половине XVI века колористически разнообразной обувной продукции.
Надо, наверное, упомянуть, что до 1666 года на Руси сафьян (от перс. seχt «крепкий, жёсткий» - это тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет) не производился. Он был весь привозным. Только в 1666 году появился первый сафьянный завод в хозяйстве царя Алексея Михайловича на Москве-реке. Местные сапоги были из юфти — толстой кожи или опойки — телячьей кожи.
Модные тенденции в производстве обуви касались прежде всего формы передней части сапога и его носа. В начале XVI века пришла мода на обувь с загнутым вверх по-восточному носком. Та самая, которую мы привыкли видеть на иллюстрациях к русским сказкам.
Во второй половине XVI века в Московской Руси появились технологии окраса кожи и появилась очень разнообразная по цвету обувь - желтая, красная, белая, зеленая, телесного цвета и т.д. Кроме того с середины XVI века богатая московская знать начала носить пышно декорированные сапоги - вышитые золотом и шелком и «убранные жемчугом».
Способствовали этому и изменения в материалaх, из который изготовляли обувь. Со второй половины XVI века обувь начали изготавливать не только из кожи, но и тканей, например, бархата и атласа, кроме того, научились комбинировать кожу с другими материалами. Скорняки научились окрашивать кожу в разные цвета, чеботники — комбинировать шелка.
Изменилась техника раскроя и пошива обуви: все больше производилось сапог и башмаков на среднем и высоком каблуке. В то время каблуки делали из многих слоев кожи, которые скрепляли металлическими скобами, и подковывали.
Фото: Кожаные сапоги середины XVI века из колодца в Зарядье. Музей Москвы.
Нет комментариев