Мистическое путешествие через Зону к комнате, где исполняются желания. Философская притча, вызывающая много вопросов, считается одним из немногих успешных экранизаций произведений братьев Стругацких. Снято по мотивам книги фантастов «Пикник на обочине» (1972).
Факты о фильме:
"Сталкер" стал последним фильмом Андрея Тарковского, сделанным на родине им перед отъездом за границу, из которой он уже не вернулся. В 1974 году Тарковский впервые связался со Стругацкими и сообщил, что заинтересован в экранизации повести «Пикник на обочине». Борис Стругацкий вспоминал, что по сравнению со сценарием фильма никакое другое произведение не отняло у него с братом Аркадием столько сил, и назвал ту работу бесконечно изматывающей. Из-за «Сталкера» откладывалось написание повести «Жук в муравейнике». Председатель Госкино СССР Ермаш предупреждал Тарковского перед окончательным одобрением, что братья имеют репутацию «неэкранизируемых», особенно после неудачи предыдущей попытки экранизации по мотивам «Парня из преисподней». Однако Тарковский твёрдо стоял на своём.Придирчивость режиссёра утомляла команду. Над одной только постановкой сцены, длящейся на экране несколько секунд, художники картины работали несколько дней. Например, Тарковский добивался, чтобы на лужайке, которая попадёт в кадр, был только зелёный цвет. Вся трава неправильного оттенка скрупулёзно удалялась по одной травинке.
Фильм снимался в окрестностях Таллина (Эстония).Там, где снимался эпизод с заставой ООН, около котельной старой Таллинской электростанции, на трубе до сих пор осталась надпись «UN». В 2006 году на трубе была повешена памятная табличка на эстонском и английском языках о том, что в этом месте снимали фильм «Сталкер». В 2008 году один из участков дороги в квартале Роттермана в Таллине было предложено назвать переулком Сталкера.
Фильм снимался на киноплёнку Kodak, которая в советское время была дефицитом и отпускалась только избранным режиссёрам.
В двух эпизодах фильма мимолетом виден листок отрывного календаря — «28 декабря». Андрей Тарковский скончался 29 декабря 1986 года.
Недалеко от места съёмок целлюлозно-бумажная фабрика сбрасывала отходы в реку, сильно загрязняя её. Долгое нахождение в экологически загрязненном районе съемок отрицательно сказалось на здоровье всех участников съемочной группы. Фактически избежал болезней и осложнений только один человек — композитор Эдуард Артемьев, так как ни разу не был в местах съемок, работая над музыкой к фильму в Москве.
Финальные сцены, а также виды индустриального пейзажа из открытой двери бара снимали в Москве, в районе Загородного шоссе. На заднем плане видны трубы ТЭЦ-20.
Изначальный бюджет картины был перерасходован на 300 тысяч рублей и превысил миллион рублей. Картину переснимали трижды, с тремя разными операторами и художниками-постановщиками, а сценарий продолжали переписывать прямо по ходу съёмок. Из-за конфликта с режиссёром имя главного оператора Георгия Рерберга не было внесено в титры фильма.
В Москве фильм был показан всего в трёх кинотеатрах, по стране разошлось 196 фильмокопий. В первые месяцы после премьеры факт выхода фильма никак не был отмечен в советской прессе. Дебютные отзывы и рецензии появились только в 1981 году — после показа картины на Каннском фестивале. Однако, в отличие от большинства других фильмов Тарковского, «Сталкер» практически не подвергся цензурной правке и имел более или менее успешную прокатную судьбу в СССР.
Ещё один всплеск интереса к фильму имел место сразу после Чернобыльской катастрофы. Фильм часто называли роковым для его создателей. Сам Тарковский, его жена Лариса (второй режиссер фильма) и исполнитель одной из главных ролей Анатолий Солоницын умерли от одной и той же болезни — рак бронхов.
Первоначально необходимая натура была найдена возле города Исфара, в Таджикистане, но город был разрушен в результате землетрясения. Самим съёмкам это обстоятельство не мешало, но съёмочной группе было негде жить.
#GoodGhost
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5
Фильм не помню совсем, то есть мимо прошел, следа не оставил)
Но бредятина от первого, до последнего кадра, до которого я дотянул!
Буквально вчера его показывали по одному из каналов! Думаю, но должен же я его когда-то досмотреть!
Хрен там! Полчаса от силы выдержал, на силе воли!
Депресняк, один сплошной депресняк!
Ну, простите - не моё!
Точно так же я читал "Преступление и наказание"!
Еще в 10-классе я думал: "Нахрена школьникам этот негатив?"
За жизнь пробовал еще несколько раз перечитать!
Думал, может восприятие изменилось?
Так нет!
Таже хрень и со Стругацкими!