ПОРТРЕТ ЕЛЕНЫ ИВАНОВНЫ РЕРИХ
Музей Н. Рериха. США, Нью-Йорк
Наталия СПИРИНА
СВИДЕТЕЛЬНИЦА
Доклад, прочитанный в день рождения
Елены Ивановны Рерих
1
Начиная с 1989 года, мы уже в шестой раз отмечаем памятную дату — день рождения Елены Ивановны Рерих. На этих встречах были прочитаны о ней доклады: «Подвиг Матери Агни Йоги» (1989), «Письма Елены Рерих» (1990), «Основы» (1991), «Переводы Елены Рерих» (1992), «Свет Звезды» (1993). Сегодня будет сделано сообщение о ней, названное «Свидетельница».
В книге «Беспредельность» говорится: «Владыки нуждались в восприимчивых сотрудниках и свидетелях, потому все жизненные проявления должны иметь свидетелей, только так можно творить Истину». (Беспредельность. 317)
Как узнали бы мы о духовных Учителях человечества, о Светочах Мира, несущих свет прозрения Истины людям во все века, не оставлявших землян никогда, учивших нас и своими откровениями, и своими деяниями? Через свидетелей шёл к нам тот поток необходимых нам знаний, без которых не было бы нам пути в будущее. Как узнали бы мы о «жизненных проявлениях» Тех, Которые приходили помочь нам на нашем пути в Беспредельность? С прошлых веков и тысячелетий мало что осталось от этих свидетельств, многое искажено, многое передано неточно из-за неоднократных переводов с архаических языков, но и эти дошедшие до нас крупицы благих сведений ориентируют нас в нужном направлении, учат, «как жить, чтобы святу быть», и помогают увидеть иную жизнь, не такую, как наша, непредставимую нам.
Не было ещё такого трудного, такого сложного времени, как эта смена рас, и никогда ещё не давались землянам такие подробные, неискажённые, не замутнённые языковыми барьерами сведения и знания, исходящие из высших Источников и рассказывающие о Тех, Кто находится на следующей ступени эволюции, по направлению к которой мы сейчас начинаем делать первые шаги. Лестница восхождения явлена, ступень указана, способы продвижения к ней подробно разъяснены. Нам остаётся двинуться к пути духа или продолжать, уже не вслепую, идти по нему, если мы этого захотим.
Урусвати (таково эзотерическое имя Елены Ивановны Рерих), сотрудница Великих Учителей на протяжении всех своих земных воплощений, указана нам как свидетельница, которая знает. Дух захватывает, когда читаешь книгу «Надземное», где 955 параграфов рассказывают о том, сколько она знает, слышала, видела, чему была свидетельницей. И навряд ли этими перечислениями исчерпывается всё, чему она была свидетельницей и что постигла.
«Урусвати... хотела бы дать людям больше сведений, но чувствознание указывает границу возможностей». (Надземное. 11) Но и этого нам достаточно на многие воплощения. Потому что мало прочесть, надо осмыслить, пережить, перечувствовать всё сказанное и начать применять хотя бы в самой малой мере. Это и будет встать на тот путь, который она в этой жизни завершила, чтобы уйти в Надземное. И надо сказать, что, сколько бы мы о ней ни говорили, исчерпать эту тему невозможно, так много аспектов и граней, которые мы ещё не можем постичь и которые мы постепенно осознаём по мере нашего собственного духовного роста. Но к какой бы грани её земной и надземной деятельности мы ни прикасались, это неизменно доставляет нам радость и подъём духа. Надеемся, что это произойдёт и сегодня, в день 115-й годовщины со дня её рождения. Если мы осознаём значение Учения в нашей жизни, понимаем, что было бы без него, то какой признательностью и любовью мы должны проникнуться к той, через которую оно было нам дано. И эти лучшие чувства объединят нас с нею.
Пересказать подробно всё то, что в книге «Надземное» изложено — что Урусвати видит, слышит, знает, помнит, о чём свидетельствует, — это значило бы процитировать всю эту книгу, каждый параграф которой начинается с её имени. Но, как там сказано, «духовно преуспевающий умеет распознавать, в чём заключается самое важное и самое неотложное». (Надземное. 755) Попытаемся и мы, насколько сможем, сделать это. Памятуя чёткую формулу Будды — «каждое мгновение имеет свою необходимость», остановимся немного на том, что в данный роковой и небывалый момент в истории планеты нам особенно необходимо, а именно на вопросе — как выжить, причём главной частью этого вопроса будет духовное выживание, без которого и физическое невозможно. Поэтому здесь отобрано кое-что из того, что может быть применимо нами сейчас, что нам доступно на данной нашей ступени. Не надо забывать, что во всех книгах Учения даются также и указания, относящиеся не к нашему духовному уровню, а для тех, продвинувшихся далеко вперёд, и касающиеся их ступени духовной эволюции. Там речь идёт об огненных явлениях, раскрытии и функционировании центров, работе на всех планах — земном, тонком и огненном, то есть о том, что ожидает нас на пути нашего дальнейшего продвижения, если оно состоится. А состояться оно может только тогда, когда мы пройдём те первые ступени восхождения, самоусовершенствования, без которого всё дальнейшее будет нам недоступно. На эти, нужные нам сейчас, места мы и обратим внимание.
«Урусвати знает, что главное преуспеяние заключается в согласии об основах. (...) Мы особенно останавливаемся на основах жизни, ибо без осознания их всё остальное делается не только ненужным, но и даже вредным. (...)
Мы достаточно говорили о единении, под ним Мы прежде всего разумели согласие об основах». (Надземное. 289)
«Урусвати правильно понимает, что человечество нуждается в простых словах. Именно настаёт время и уже наступило, когда должны быть обновлены основы жизни. Невозможно, чтобы люди познавали высшие энергии, не зная, во имя чего приложить их! (Здесь имеется в виду и психическая энергия, и энергия мысли. — Н.С.) Мыслитель заботился, чтобы каждая мысль уже служила Общему Благу. Он говорил: ''Когда народ поймёт сущность Общего Блага, тогда приблизится счастье''». (Надземное. 264)
«Урусвати знает, насколько тождественны основы нравственных Учений всех веков. Не может быть иначе, ибо закон един. Могут быть подробности бытовые и различия наречий, но основы будут нерушимы». (Надземное. 295)
Всё Учение Живой Этики есть Учение об основах бытия, и земного и надзeмного. Оно прошло через Урусвати для передачи нам, и она является для нас живым воплощением этих основ. На примере её и Великих Учителей познаём мы эти основы в действии.
Свидетельница знает очень много о Внутренней Жизни Братства, которая, по словам Учителя, определяется одним словом: «Мы помогаем». И только сейчас, в эти роковые мгновения истории человечества, на её переломе, даются нам через Урусвати эти знания о Братстве. Для чего это делается? Для того, чтобы мы имели образец для подражания. Чтобы мы знали, с чего начинать наш путь в Беспредельность, как его продолжать, чем завершать путь земной. Сейчас мы на первом этапе, когда нам даётся осмысление земной жизни и её перспектив. Чтобы мы знали прошлое и понимали будущее. В этом слове — «Мы помогаем» — заключена целая программа действия. Не только как помогать, но и какими надо стать, чтобы быть в состоянии помогать. Всё Учение о совершенствовании направлено на эту цель. Урусвати, названная Сотрудницей Сил Света, постигла эту высочайшую науку о помощи и передаёт нам эту мудрость. «...Светлый Образ даст новое понимание!» — сказано о ней в книге «Беспредельность». (Беспредельность. 201)
«Урусвати знает, сколь велика радость уметь жить в будущем, такая жизнь может быть названа эволюционной. (...)
У Нас особенно радуются, когда замечают уменье перенестись в будущее. Такое устремление подобно закидыванию якоря, который поможет приблизиться к спасительному берегу. Основа Братства лежит в устремлении к будущему. (...) ...Безграничное будущее позволяет найти полезный труд. Попробуйте представить себе земную жизнь без прошлого и без будущего, какая скучная получится... жизнь, как на малом острове среди океана». (Надземное. 529) «Урусвати знает, что Mы никогда не жалеем о прошлом. Ценно устремление в будущее. Особая энергия привлекается, когда мысль живёт в будущем. (...) Наука подтверждает, насколько целебна мысль о будущем и сколько яда скрыто в жалении о прошлом.
Мы предлагаем знать прошлое, но наше сердце должно быть наполнено устремлением к будущему. Пусть на таком мышлении развивается уменье познания лучших возможностей человечества». (Надземное. 138)
И когда мы примем концепцию вечной жизни, тогда мы поймём и всё значение самоусовершенствования. Ведь именно преобладание в нас добра или зла и определяет всю нашу дальнейшую судьбу. Всё, что мы накопили, мы унесём с собой. И с этим имуществом мы будем строить следующий этап нашей нескончаемой жизни. «Урусвати знает, сколь разнообразные свойства требуются для совершенствования...» (Надземное. 165) «Анализ качеств и свойств входит в Йогу. Размышление о добрых качествах и дурных свойствах будет приближением к входу, к продвижению. Мы много указываем на качества достойные, ибо так Мы даём намёки о Нашей Внутренней Жизни». (Надземное. 595)
Обратимся к качеству труда. Урусвати знает, что «каждый улучшающий качество труда своего уже совершает подвиг. Даже если он действует ради себя, он не преминет принести и другим пользу». (Надземное. 174) Как и все указания Учения, понятие труда надо понимать очень широко. Труд может быть как физический, так и мысленный, и везде его успех будет зависеть от его качества. «Урусвати знает, что каждое Наше указание есть открытие входа. Но нет такого указания, которое не требовало бы для выполнения труда». (Надземное. 438) И теперь нам советуется «утроить напряжение труда. (...) Только такая забота о напряжении и качестве труда может до некоторой степени уравновесить смятение человечества. Кто найдёт в себе силу даже среди смятения трудиться, тот уже образует вокруг себя равновесие. Особенно оно необходимо, когда целые народы впадают в безумие. (...)
Нужно утверждать самые насущные средства, которые могут облегчить положение.
Спросят — ''что же делать?'' Скажите — трудиться как никогда. Каждый пусть сделает как лучше, если бы даже это было только самой обиходной работой». (Надземное. 438) «Урусвати знает, что одна из самых светлых радостей рождается в труде. Казалось бы, эта истина должна быть известна всем, но труд снова оказывается ярмом, и люди мечтают о каких-то праздниках. Но Мы должны поделиться Нашими понятиями о труде. Мы трудимся всё время, среди самых утомительных условий...» (Надземное. 363) «Урусвати знает, что человек познаётся в каждодневном обиходе. (...) Мы прежде всего ценим достижения гармонии среди обиходной жизни. (...) Не дни, не годы, но череда радостей труда, только это состояние восхищения даёт силу прожить, не замечая времени». (Надземное. 324) «Урусвати знает неутолимую жажду делания. (...) Названное делание не только полезно самому деятелю, но оно творит атмосферу, которая побуждает к здоровому труду». (Надземное. 500)
Чрезвычайно велико значение мысленного труда. «...Мышление есть труд. ...Мыслитель творит нечто действительное среди мышления. ...Рутинный труд может сменяться явлением мышления». (Надземное. 363) Мы знаем, что современная наука, во многих своих отраслях, уже подошла к изучению мысли как фактора, играющего огромную роль в нашей жизни и судьбе. Но «даже те, которые пишут о влиянии мысли, не желают понять всё неизбежное и непоправимое воздействие их собственных мыслей». (Надземное. 363) «Урусвати c Нами скажет: ''Текущее столетие есть век мысли''. Действительно, лишь в текущем столетии начали понимать, что мысль есть энергия. (...) Конечно, до'лжно быть признательными тем учёным, которые превозмогают предрассудки и заставляют людей думать об их достоянии». (Надземное. 99) «Урусвати знает, что каждый совет Наш имеет научное основание. Когда Мы настаиваем на полезности нравственной жизни, Мы, прежде всего, оберегаем основные законы Вселенной. Мы говорим — имейте чистые мысли, и тем самым Мы заботимся о гармонии.
#ЕленаРерих #НаталияСпирина #Спирина #МузейРериха #СибРО #Слово
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев