Существовала традиция: чтобы ещё побывать в Кёнигсберге, нужно было бросить в Прегель монету с одного из мостов.
Знаменитый философ и ученый Кёнигсберга Иммануил Кант, гуляя по мостам города, поставил задачу: как можно пройти по всем семи мостам Кёнигсберга, не проходя ни по одному из них дважды. Многие кёнигсбержцы пытались решить задачу семи кёнигсбергских мостов как практически, так и теоретически во время прогулок, но никому это не удавалось.
Впервые "Задача о семи Кёнигсбергских мостах" была решена в 1736 году ученым, членом Петербургской академии наук Леонардом Эйлером, одним из величайших математиков XVIII столетия, доказавшим, что это невозможно.
(1707 - 1783 гг)
Портрет, выполненный Я. Э. Хандманном (1756)
Схема мостов города:
Krämerbrücke (Лавочный мост).
Считается самым старым из семи мостов. Его построили в 1286 году с целью соединить город Альтштадт и Кнайпхоф, и на его въезде была установлена статуя Ганса Загана, сына кнайпховского сапожника. Легенда гласила: во время битвы между войсками Тевтонского ордена и Литвы Ганс подхватил падающее орденское знамя из рук раненого рыцаря.
Лавочным он стал называться из-за того, что по обеим сторонам и на прилегающих берегах Прегеля находились лавки торговцев - прилегающие берега Прегеля и он сам мост были местом торговли.
Лавочный мост. Фото ок. 1940
В 1787 году мост перестроили. В 1900 году на месте старого деревянного моста был построен новый из металла. В 1972 году Лавочный мост был снесён при строительстве Эстакадного моста.
Grüne Brücke (Зелёный мост).
Зелёный мост был построен в 1322 году и соединял Кнайпхоф и Форштадт. Своё название получил от цвета краски, в который традиционно красили опоры и пролётное строение моста.
В XVII веке Зеленый мост стал местом, где останавливались почтовые кареты и людям выдавались письма. В ожидании почты здесь собирались деловые люди города, которые обсуждали свои насущные дела , что привело к строительству первой городской торговой биржи в 1623 году в непосредственной близости от моста.
В 1582 году мост сгорел. К 1590 году он был построен заново, опять из дерева.
Зелёные ворота и старая Биржа (справа), которая будет снесена в 1870-м г.
1865-1870 гг. - Зелёных ворот уже нет, а старая биржа ещё цела
В этом виде он просуществовал до 1907 года. В 1907 году мост был перестроен и возведён из металла.
Открытие Grüne Brücke
В 1875 году на другой стороне моста было построено новое здание торговой биржи, сохранившееся до сих пор. Ныне это здание – Калининградский областной музей изобразительных искусств
В 1972 его постигла та же участь, что и Лавочный мост: они были заменены на Эстакадный мост.
Köttelbrücke (Рабочий мост, Потроховый).
Рабочий мост возвели в 1337 году. Соединял Кнайпхоф и Форштадт. Его ещё назвали "Потроховым". Название связывали со скотобойней, находившейся неподалёку. Köttelbrücke в переводе на русский язык означает примерно «рабочий, вспомогательный, предназначенный для провоза мусора» и т. п.
Изначально мост был разводным и состоял из трёх пролётов. В 1621 году его смыло наводнением и был отстроен заново уже без подъёмного механизма.
Во времена развития Форштадта в 1886 году Рабочий мост перестроили в камне и металле и он снова стал разводным.
Мост разрушен во время Великой Отечественной войны и был снесён вместе с опорами-быками в 1970 – х годах.
Schmiedebrücke (Кузнечный мост).
Кузнечный мост был построен в 1379 году. Тогда был перестроен Соборный мост, о котором обычно вообще не рассказывают. По одной из версии, именно он и стал прародителем Кузнечного.
=====================
При строительстве главной церкви города на острове Кнайпхофе, был специально построен мост для доставки кирпича на остров через реку Прегель , названный Соборным, а в городской стене Альтштадта были прорублены ворота, тоже получившие название Соборные. Оба сооружения носили временный характер; но если мост действительно позднее был разобран (он просуществовал только пятьдесят лет), то ворота простояли ещё шестьсот лет и погибли во время бомбардировки города англо-американской авиацией в августе 1944 года. Интересно, что если бы Соборный мост не был разобран, то не появилась бы знаменитая задача о семи мостах Кёнигсберга, ставшая поводом для создания теории графов.
=====================
Соединял Альтштадт и Кнайпхоф.
Рядом с этим мостом на берегу Прегеля находилась кузница, видимо от этого и получил своё название.
Изначально мост имел две каменные опоры, укрытые пролётами из досок., которые сильно износились к 1787 году и были заменены. В 1896 году Кузнечный мост был перестроен и получил декоративные опоры, стальные пролёты и стал разводным. На стороне Альтштадта была построена башня смотрителя, в которой располагалась установка для подъёма мостовых пролётов с помощью давления воды городского водопровода, и осуществлялось управление разводным механизмом.
Во времена Великой Отечественной войны был разрушен и после войны не восстанавливался.
Holzbrücke (Деревянный мост).
Деревянный мост был построен в 1404 году и соединял Альтштадт и Ломзе.
Holzbrücke 1825 год
На нём находилась памятная доска с выдержками из «Прусской хроники» Альбрехта Лухела Давида. Этот десятитомный труд повествовал о языческой Пруссии и истории Тевтонского ордена до 1410 года.
Деревянный мост был реконструирован в 1904 году, существует до сих пор.
11 ОКТЯБРЯ 2018 ГОДА
Hohebrücke (Высокий мост).
Первый Высокий мост был построен в 1520 году. Он соединял между собой Ломзе и Форштадт.
В 1882 году мост был перестроен: были укреплены кирпичные опоры, детали конструкции заменены металлическими. Рядом возведён Домик смотрителя мостов, помещение для механизмов развода моста. Это красивое небольшое здание в стиле неоготики сохранилось до сих пор.
Домик смотрителя мостов
Высокий мост, вид с юга. Кёнигсберг, 1900-1910 годы
Сам старый Высокий мост был снесён в 1938 году.
В нескольких метрах от сохранившихся каменных опор старого Высокого моста возвели новый Высокий мост, который имел разводную среднюю часть для проводки мачтовых судов и стоял до реконструкции 2016 - 2018 гг.
Опоры старого моста(современное фото)
Опоры старого моста (современное фото)
Мост до реконструкции 2016 - 2018 гг
Высокий мост после реконструкции 2016 - 2018 гг.
Honigbrücke (Медовый мост).
Самый молодой из семи мостов — Медовый мост (нем. Honigbrücke), соединяющий острова Кнайпхоф (Kneipphof) и Ломзе (Lohse). Построен в 1542 году, перестроен в 1879-1882 годах.
Медовый мост. Вид на Кнайпхоф и собор.
Существует разные версии о происхождении названия:
Одна из версий. Член Кнайпховской ратуши Безенроде оплатил постройку моста бочками мёда.
Тот же Безенроде оплатил бочками мёда строительство торговой лавки на заречной территории.
Фото 1920-х годов. Справа торговая лавка на заречной территории.
Название происходит от слова «Hon», что значит – насмешка или издёвка. Построив этот мост, жители Кнайпхофа получили прямой доступ к городу Ломзе, в обход Высокого моста, который принадлежал Альтштадту. Таким образом, Медовый мост стал насмешкой над главным из кёнигсбергских мостов.
Как и Высокий и Деревянный мосты, Медовый мост сохранился до сих пор.
Экипаж буксира "Некрасов" возле разведённого Медового моста 1949 год
Братишка , огромное спасибо. Столько нового узнала. Хочется увидеть воочию. Чем больше узнаю , тем больше понимаю , почему калининградцы так любят свой город и гордятся его историей.
Комментарии 41