--------------------------------------------------------------
В России есть храмы, которые являются настоящими шедеврами мировой архитектуры, построенные ещё до монгольского нашествия.
В 988 году Русь приняла крещение. В те времена наша земля являлась своего рода «медвежьим углом» Европы, который населяли люди в грубых домотканых рубахах и звериных шкурах, жившие под властью хрупких племенных союзов. А вот то, что случилось дальше, до сих пор не могут объяснить учебники.
Всего через 30-40 лет после принятия христианства на Руси начался невиданный культурный подъём. Строятся города, которые наводняются учёными людьми из Болгарии и Византии. В первых монастырях пишутся первые книги - и не только на церковнославянском, но и на народном, древнерусском, языке, что для большей части Европы было в новинку. А главное, на Русской земле появляются первые каменные храмы, аналогов которым не имела не только Западная Европа, но даже высокоразвитая Византия.
Менее чем за полтора века Древняя Русь пробежала культурный путь, который Европа осилила за тысячу лет. Вся Русь украсилась созвездиями каменных храмов. Но почему наши предки совершили такой грандиозный рывок? Давайте посмотрим, что в те столетия происходило в Западной Европе.
Долгие века после падения Рима европейские монархи почти ничего не строили, кроме крепостей. Заниматься церковной архитектурой им было попросту лень, к тому же вполне хватало каменных церквей времён Римской империи. И только в X веке Европу охватывает мода на громоздкие замки и церкви.
Впрочем, эту культуру трудно назвать европейской. Мастера из Франции, Германии и Италии находились под сильным влиянием византийского искусства. То есть европейская архитектура возродилась практически одновременно с появлением русского каменного зодчества - и наши достижения ничуть не хуже, а подчас и древнее.
Безусловно, технология возведения огромного готического собора намного сложнее русского белокаменного храма. В православной культуре основное внимание было сосредоточено на «духовном уюте» - росписях, иконах, фресках, мозаиках и акустике хора. А вот готический храм пошёл по другому пути - там на верующих воздействуют скульптуры, витражи и подавляющее пространство, вытянутое в бесконечность.
Готические соборы строились очень долго - столетиями. Собор Парижской Богоматери доводился до ума с 1163 по 1345 год - почти два века. Собор в Реймсе и того дольше - с 1211 по 1460 год. Церкви в Шарт-ё повезло - её возвели всего за 66 лет, закончив в 1260 году. Просто местному архиепископу удалось собрать деньги на стройку со всей Европы.
Причина готического долгостроя банальна - инициатором стройки являлась католическая церковь, у которой не всегда хватало средств на завершение масштабных проектов. А короли и герцоги помогали редко, они чаще занимались своими делами.
Так появились артели каменщиков, которые веками строили один собор. Как только деньги у католиков кончались - останавливали стройку, а когда появлялись - возобновляли.
В отличие от этого готического долгостроя, древнерусский храм возводился почти мгновенно - максимум за 15-20 лет. Церкви строились мощным усилием, по воле князя или веча. Русские князья, в отличие от западных королей, нуждались в объектах, демонстрирующих их могущество, богатство и добрую христианскую волю. Строили всем миром. Поднапрячься и вложить средства в Божий храм не считали зазорным ни князья, ни бояре, ни церковь, ни торговый люд, ни простолюдины.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев