Исключительное право ступать на восточные ковры, которые обходились государственной казне в круглую сумму, было только у членов королевской семьи и редких приближенных. Любовь к коврам оказалась дорогим удовольствием, но отказаться от символа роскоши король Франции уже не мог. Да и не хотел - уж больно красиво и элегантно выглядели интерьеры королевских дворцов и соборов с изысканными коврами на полах и гобеленами на стенах.
И потому Генрих Великий дал указание создать при Лувре ковровую мастерскую. С нее и началась история французского ковроткачества.
Однако изделия, производимые при дворе, были недоступны даже придворным и богатым дворянам — ковры ткали только для короля.
В 1683 году, когда был введен запрет на ввоз восточных ковров, то оказалось, что во Франции есть независимые мануфактуры, готовые развивать отрасль, да еще и продавать свою продукцию за вменяемые деньги аристократам и богатым буржуа.
Одно из таких предприятий находилось в Обюссоне, куда еще в XIII веке переселились фламандцы вместе с ткацкими станками и организовали изготовление шпалер. Постепенно они переориентировались на производство ковров и достигли в этом деле необычного мастерства. Заслуженная награда за такие усилия — признание Обюссона в 1743 году центром французского ковроткачества.
Обюссонские мастера копировали дизайн королевской мануфактуры. Изделия выполняли преимущественно в стиле рококо, барокко и неоклассицизм, ведь восточные мотивы диссонировали с интерьерами французских особняков.
Как делали ковры: в центре располагали изображение, а по краям выплетали своеобразный бордюр, оставляя большую часть полотна чистой. Из орнаментов пользовались популярностью пышные цветочные гирлянды, виноградная лоза, свитки. Чтобы ковер гармонировал с интерьером, в его узоре повторяли отдельные детали из отделки потолка — гербы, геральдические элементы, фрески.
И если ранние обюссонские ковры окрашивали, копируя восточную манеру, в яркие и насыщенные цвета, то со временем палитра приобрела нейтральность. Орнаменты стали выдерживать в приятной пастели, а основной фон — в благородном кремовом, в светло-коричневых оттенках или в цвете слоновой кости.
Производство на мануфактуре Обюссона остановилось в 1870 году. Только ковры, изготовленные до этого года, считаются оригинальными. Дизайн и технологию производства обюссонских ковров переняли мастера из Китая, Пакистана и Индии, однако это уже «не тот» Обюссон.
https://veryimportantlot.com/ru/news/obc…
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев