В 23:07 капитан «Васёва» Ткаченко приказывает сначала снизить скорость, а затем включить задний ход. Но 30 тысяч тонн так просто не остановить! «Петр Васёв» начинает экстренно тормозить, но, несмотря на задний ход, он в 23:12 по инерции врезается в правый борт «Адмирала Нахимова» прямо по центру судна.
«Петр Васев» входит в корму «Нахимова» аж на два метра со скоростью пять узлов, это чуть больше девяти километров в час (скорость бегущего человека). Продолжающий движение круизный пароход тянет за собой нос сухогруза, и тот, разворачиваясь вслед, выламывает своим бульбом часть борта и еще больше увеличивает пробоину (нос сухогруза имеет выступ, так называемый бульб, который улучшает ходовые качества судна). В правом боку «Адмирала Нахимова» образуется дыра площадью больше 80 квадратных метров (это площадь просторной трехкомнатной квартиры). В обесточенный трюм «Адмирала Нахимова» начинает тут же поступать вода. С такой пробоиной «Адмирал Нахимов» обречен.
Оцепеневший от ужаса второй помощник капитана «Нахимова» Александр Чудновский совсем забывает подать общий сигнал тревоги по радиосвязи теплохода. Для находящихся на «Нахимове» людей столкновение с сухогрузом стало полной неожиданностью, хотя еще за пять минут до удара стоящим на мостике было понятно, что столкновения не избежать.
Вместо того чтобы продолжить ход вперед и как-то двигать «Нахимова» на мелководье (до берега было всего-то 4 километра), «Петр Васёв» дает задний ход.Машинное отделение моментально наполняется водой. Пароход начинает заваливаться на правый борт. С вентиляцией на старом «Адмирале» очень плохо (и всегда было плохо), так что все иллюминаторы были открыты (это нарушение инструкции, но иначе находиться в каютах было просто невозможно), и в них тут же начинает поступать вода, еще больше увеличивая правый крен судна.
Практически сразу пропадает электричество. Потом появляется всего на 2 минуты, работает резервный дизель-генератор, и пропадает снова! Но эти 2 минуты спасают очень много жизней.
За 8 минут «Адмирал Нахимов» уходит на дно, как дикий зверь, дергаясь в судорогах. Шлюпок не хватает, а те, что есть, не получается спустить на воду. «Нахимов» так и уходит на дно со всеми шлюпками. На воду сбрасывают надувные плоты. Это хоть что-то, хотя команда вообще не готова к такой ситуации. Выводя пассажиров с нижних палуб, погибают 36 девушек-бортпроводниц. Второй помощник капитана «Нахимова» Александр Чудновский уходит в свою каюту, запирается в ней и тонет вместе с кораблем. А примерно в это же время Ткаченко, капитан «Васёва», требует от 3-го помощника Петра Зубюка никому не рассказывать о своих действиях и пытается исправить записи в бортовом журнале.
Перед тем как уйти на дно, «Адмирал Нахимов» ложится на правый борт — те, кто находится в нижних каютах, уже обречены. В воду из утонувшего «Нахимова» попадает мазут, обломки мебели и краска. На нем еще и бочки с краской перевозили! Высота волны – два метра. Люди начинают скатываться по левому борту и падать с огромной высоты в ночное море на головы друг другу, а это больше тысячи человек! Света нет, паника, крики, стоны, мольбы о помощи, скрежет умирающего «Адмирала»...
В первые минуты к попавшим в беду людям спешат на помощь лоцманский буксир ЛК-90 (он должен был провести «Петра Васёва» в порт) и сам «Петр Васёв». И тут на барахтающихся в воде людей всей своей стальной массой наваливается «Васёв»!
Опустить трап с «Васёва» не получается, и людям кидают какие-то канаты, так как веревочную лестницу заклинило. Кто-то успевает их схватить, кого-то хватают те, кто успел схватить канат или забраться на лестницу, а кого-то затягивает под гребной винт балкера, перерубающий людей на части. Только через 500 метров «Петр Васёв» останавливается. Лоцманский буксир принимает на борт 118 человек и с огромным перегрузом идет к берегу. С «Петра Васёва» сбрасывают еще какие-то канаты и вытаскивают на борт еще около 30 человек. Подняться по пятнадцатиметровому канату удается не каждому.
Комментарии 13
.
2.2.2. В порту Новороссийск лоцманскую проводку осуществляют лоцманы Службы лоцманских проводок и управления движением судов Азово-Черноморского филиала ФГУП «Росморпорт» и лоцманской службы ООО «Новоморсервис»
2.2.3. Прием лоцманов судами осуществляется:
- при следовании к причалам порта Новороссийск – в точке: 44º37,8’ N 37º52,1’ E; Это как раз координаты точки столкновения. Это видно на схеме.. столкновения. Поэтому "Васев" и пер туда,не меняя курса,где его ждал лоцманский катер.Скорее всего,это был тот же лоцман,который выводил Нахимов из порта.Поскольку,отход задержался на 10 минут и если,гипотетически предположить.то при скорости 16 узлов,Нахимов был должен уже находиться в более,чем четырех км(2.6 мили) южнее, от места аварии,пройдя точку приема лоцмана.Скорее всего,капитан Марков и отлучился с мостика,провожая лоцмана. Таков морской порядок..Но бестолковый Ткаченко,не принял ме...ЕщёЯ сейчас прочел портовые правила порта Новоросииск. Там написано в части приема лоцмана
.
2.2.2. В порту Новороссийск лоцманскую проводку осуществляют лоцманы Службы лоцманских проводок и управления движением судов Азово-Черноморского филиала ФГУП «Росморпорт» и лоцманской службы ООО «Новоморсервис»
2.2.3. Прием лоцманов судами осуществляется:
- при следовании к причалам порта Новороссийск – в точке: 44º37,8’ N 37º52,1’ E; Это как раз координаты точки столкновения. Это видно на схеме.. столкновения. Поэтому "Васев" и пер туда,не меняя курса,где его ждал лоцманский катер.Скорее всего,это был тот же лоцман,который выводил Нахимов из порта.Поскольку,отход задержался на 10 минут и если,гипотетически предположить.то при скорости 16 узлов,Нахимов был должен уже находиться в более,чем четырех км(2.6 мили) южнее, от места аварии,пройдя точку приема лоцмана.Скорее всего,капитан Марков и отлучился с мостика,провожая лоцмана. Таков морской порядок..Но бестолковый Ткаченко,не принял мер безопасности и не отвернул влево.Хотя была уже достигнута договоренность разойтись правыми бортами..А наоборот,не снижая скорости,он теснил Нахимова ближе к берегу,лишая его маневра..