Мужчина выплачивает его за себя и за тех, кого обязан содержать – несовершеннолетних детей. Если они богаты, то с их имущества. Дедушка обязан выплачивать закят за детей своего сына, если они неимущие и у них нет отца, а за детей дочери не обязан.
Человек не обязан выплачивать закят за совершеннолетних детей, родителей, жену, независимо от того, богаты они или бедны.
СРОКИ ВЫПЛАТЫ ЗАКЯТА-УЛЬ-ФИТР
Время выплаты закята уль фитр наступает с рассветом праздника разговения. Если кто умрет или обеднеет до наступления рассвета, то с него эта обязанность снимается. Те, кто после наступления рассвета родится, разбогатеет, примет веру, не обязаны выплачивать его. Но тот, кто родился до рассвета, обязан выплачивать закят-уль-фитр. Закят-уль-фитр желательно раздать до совершения праздничного намаза (намаза ид), после намаза раздать порицается (караха). Можно раздать и в начале месяца Рамазан, до наступления праздничного дня или в праздничную ночь.
КОЛИЧЕСТВО ЗАКЯТА-УЛЬ-ФИТР
С каждого человека выплачивают по пол-саха пшеницы муки, изюма (киш-миш), или их стоимость. Если выплачивают финиками, пурчина, то выплачивают полный сах или его стоимость. Во всех случаях лучше выплатить стоимостью. По возможности закят-уль-фитр лучше отдавать родным или близким, но нельзя отдавать родителям, детям или жене.
Аллаh не примет садака человека, покуда среди его родных будут нуждающиеся. Родные, кому можно отдать закят-уль-фитр: брат, сестра, их дети, дяди, тети по отцу или матери, их нуждающиеся дети. Потом нуждающиеся соседи, село, город. Переносить закят-уль-фитр не в свое село порицается, если только там нет нуждающихся родственников.
Нужно стараться выплатить закят-уль-фитр до наступления праздника разговения, дабы не упустить его мудрость.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ЗАКЯТОМ-УЛЬ-ФИТР
1. Обязательство выплачивать закят-уль-фитр не снимается, если даже и лишился нисаба при обложении, до его выплаты, закятооблагаемого минимума (нисаба). Надо выплатить, возмещая, в отличие от закята с имущества.
2. Если человек в месяце Рамадан не постится по каким-либо причинам, или, не имея причины, даже не совершает намаз, то и он обязывается к выплате закята уль фитр.
3. За маленьких детей и умалишенных закят выплачивает их опекун с их имущества. Если не выплатили, то по достижении совершеннолетия или выздоровления они должны это сделать.
4. Если жена состоятельная, а муж – нет, то она должна выплатить садака за детей.
5. Муж не обязан выплачивать милостыню за детей жены от другого брака.
6. Разведенная или вдова не обязана выплачивать за детей садака. Если они имеют состояние, то закят выплачивается из него.
7. Закят-уль-фитр предписано раздать там, где находится сам выплачивающий, а общий закят (состояние) там, где находится его имущество (скот и тому подобное).
8. Можно несколько сахов выдать одному бедному, равно как один сах нескольким беднякам.
ЗАКЯТ-УЛЬ-ФИТР ПО МАЗХАБУ ИМАМА АШ-ШАФИИ
Закят-уль-фитр обязан уплатить каждый мусульманин (мусульманка), имеющий пропитание на более чем одни сутки и живой ко времени захода солнца накануне дня Ураза-байрам. Так, если до этого момента родится ребенок, то за него следует уплатить закят-уль-фитр, и если кто-либо умрет до этого момента, то за него закят-уль-фитр не снимают.
Закят-уль-фитр можно уплатить в течение всего месяца Рамадан, но лучше – со времени захода солнца накануне ‘Ид-уль-Фитра. Отдать его лучше всего до начала праздничного намаза, но можно и в течение праздничного дня до захода солнца. Откладывать его выдачу после этого срока – харам (запрещено). А кто не успел выплатить к этому сроку, обязан возместить его как можно скорее.
Каждый взрослый мусульманин обязан уплатить закят-сах не только за себя, но и за тех, кто законно находится на его иждивении (за жену, детей и т.д.) При этом желательно получить полномочие (вакиль) от тех, за кого уплачивается. Выплачивается наиболее часто употребляемыми продуктами. В России наиболее часто употребляемым продуктом является пшеничный хлеб, поэтому следует выплачивать пшеницей. При этом пшеница должна быть хорошего качества и чистой. Са‘ пшеницы составляет 2 кг 400 г, но с учетом возможных примесей лучше отдать по 2 кг 500 г. Некоторые алимы считают, что са‘ — это 2 кг 700 г, если взять за основу это количество, будет еще лучше.
По ханафитскому мазхабу размер закята составляет 3 кг 700 г, и если его выдают пшеницей, то достаточно половины. Кроме того, в том случае, если выплатить пшеницей затруднительно, по ханафитскому мазхабу можно выплатить и деньгами – стоимость такого же количества пшеницы. При этом шафиитам, делая нийят, необходимо говорить, что са‘ выплачивается деньгами, следуя имаму Абу Ханифе. Но шафиитам лучше выплатить пшеницей.
Перед снятием закят-са‘ следует сделать нийят: «Я намереваюсь снять за себя (за свою жену, несовершеннолетних детей: сына, дочь – произносится имя того, за кого снимаешь) обязательный закят-уль-фитр во имя Аллаhа»
Если за совершеннолетнего мусульманина са‘ выплачивает другой мусульманин, то следует его уполномочить на это, т.е. сделать его вакилем
Закят-уль-фитр, как и закат вообще, следует отдать только строго определенным категориям людей:
1) бедным (т.е. имеющим доход, составляющий 20-30% от необходимого)
2) неимущим (т.е. имеющим доход в 70-80% от необходимого)
3) работникам, связанным со сбором, хранением, учетом, распределением заката, в качестве заработной платы;
4) новообращенным (т.е. тем, кто принял Ислам и нуждается в материальной или моральной поддержке)
5) невольникам, освободившимся по договору о само выкупе;
6) тем, кто имеет долги, взятые на цели, разрешенные Шариатом (лечение, питание, строительство необходимого жилья, покупка необходимой одежды и т.д.)
7) тем, кто находится на истинном пути и ведет священную войну;
8) путникам, находящимся в путешествии, дозволенном Шариатом, и оставшимся без необходимых средств.
Необходимо подчеркнуть, что закат положен только вышеперечисленным категориям мусульман, и его выдача другим недопустима, ибо в этом случае фарз остается не исполненным и это считается просто милостыней
В первую очередь закят следует отдать родственникам и соседям, которым положен закят (за исключением тех родственников, кого по Шариату обязан содержать; а содержать мусульманин обязан жену, несовершеннолетних детей, немощных родителей и т.д.). Если среди них нет людей, которым положен закят, тогда надо отдать тем, кому положено, из жителей данного населенного пункта. Если нет таких людей, то в соседние города, села.
Тот, кому положен са’ и кто получил его, вправе распоряжаться им как захочет: съесть, продать, подарить и т.д.
Са' следует отдать не менее чем трем мусульманам. Поэтому лучше смешать несколько сахов, а потом разделить между получателями.
Закят-уль-фитр следует уплатить независимо от того, соблюдал мусульманин пост в месяце Рамадан или нет.
Если са' не был выплачен ранее, то его следует возместить как можно скорее, ибо это обязанность каждого мусульманина.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев