Самая поздняя по времени возникновения православная служба - пассия (греч. "страдание") - была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой), создателем многих литургических форм. Так называются особые службы, совершаемые в Великом посту, во время которых читается Евангелие о крестных страданиях Спасителя. Первоначально пассии были распространены в южных областях России, но к XX веку их стали совершать повсеместно. Последование пассии бывает 4 раза в год (по числу евангелистов): в воскресенья Великого Поста, по вечерам. Как ясно из названия, на этих службах воспоминаются спасительные страдания Господа Иисуса Христа. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования об этом. По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках. Кроме того, на пассии мы слышим некоторые трогательные песнопения из богослужения Великой Пятницы - дня телесной смерти Господа. Так, исполняется стихира "Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного", которую поют во время целования Плащаницы Христовой; перед чтением Евангелия звучит прокимен "Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий..." Эти и другие молитвы возносят нас на Голгофу, вновь и вновь напоминая о конечной цели Поста - сораспятии со Христом. В конце службы все верующие с благоговением подходят поклониться перед Распятием, Крестом Христовым.
Ранний чин этой службы не предусматривал каких-либо частей, но церковное благочестие добавило к Евангелию и проповеди еще и акафист - Страстям Господним. Не удивительно, что пассию так любят православные христиане. Пассии производят глубокое впечатление на верующих. Своим внутренним содержанием они доставляют молящимся высокое духовное утешение и назидание.
Правда, в некоторых кругах бытует мнение, что пассия - порождение католицизма. В ней усматривают подобие католических месс Баха для Страстной недели (известные "Страсти по Матфею", "Страсти по Иоанну"). Это мнение неосновательно. Напротив, митрополит Петр составлял последование в противовес пышным католическим богослужениям, из-за которых многие приверженцы внешнего благолепия принимали унию. Дух пассии совершенно православный: случайное сходство с католическими службами по форме растворено глубочайшим духовно-нравственным содержанием.
В Свято-Никольском соборе
вечером в Воскресенье 14 апреля в 17.00 будет совершена Великая Вечерня, с Чином Пассии - чтение Евангелия Святых страстей по апостолу Луки и Акафист Божественным Страстям Христовым.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев