🔹
«Высказывание о Сунне, которого придерживаюсь я, а также придерживались наши соратники из числа знатоков хадисов, которых я видел, и у которых я обучался, например, Суфьян, Малик и другие, состоит в утверждении свидетельства, что нет никого, достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха; что Всевышний Аллах находится на Своем Троне на небе, приближаясь к Своим творениям так, как пожелает; и что Всевышний Аллах нисходит на ближнее небо так, как пожелает».
🔹
📚«Иджтима’ аль-Джуйуш аль-Исламиййа» (стр. 165) и «Исбат Сыфат аль-Улув» (стр.124). См. также «Маджму’ аль-Фатава» (4/181-183) и «аль-Улувв» (стр.120) аз-Захаби.
➖
🔈Аз-Захаби привел следующие слова аль-Музани:
🔹
«Я говорил: “Если кто-то и сможет успокоить мой разум и избавить меня от тревожащих мыслей, относящихся к одному из вопросов единобожия, то это аш-Шафи’и”. Я отправился к нему и повстречал его в одной из мечетей Египта. Усаживаясь перед ним, я сказал: «Мой разум беспокоит один вопрос, связанный с единобожием, и я не знаю никого, кто был бы столь же сведущим, как ты. Так что же ты можешь сказать относительно этого вопроса?»
—Аш-Шафи’и разгневался, а затем спросил: «Знаешь ли ты, где находишься?»
«Да», – ответил я.
—Он сказал: «Ты в том месте, где Аллах потопил Фараона. Дошел ли до тебя какой-нибудь хадис, что пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, велел задавать такие вопросы?»
—Я ответил: «Нет».
—Он спросил: «А говорили ли об этом сподвижники?»
—Я ответил: «Нет».
—Он спросил: «Известно ли нам, сколько звезд на небе?»
—Я ответил: «Нет».
—Он спросил: «А знаешь ли ты, к какому роду относится хотя бы одна из планет, когда у нее восход и закат, из чего она сотворена?»
—Я снова ответил: «Нет».
—Тогда он сказал: «Если тебе неведомо сотворенное, которое ты видишь воочию, то как же ты можешь говорить о знании их Творца?!»
Затем он задал мне вопрос о малом омовении. Отвечая на него, я допустил ошибку, и он изложил мне этот вопрос с четырех сторон, однако я ничего не понял. Тогда он сказал мне: «То, в чем ты нуждаешься пять раз в день, ты оставляешь, но зато обременяешь себя тем знанием, которое относится к Творцу! Когда этот вопрос будет беспокоить твой разум, то обратись к следующим словам Всевышнего Аллаха:
«Ваш Бог – Бог Единственный. Нет божества, достойного поклонения, кроме Него, Милостивого, Милосердного. Поистине, в сотворении небес и земли…»
(Сура «аль-Бакара», аяты 163-164.)
Узнавай (о величии) Творца посредством того, что Он сотворил, и не обременяй себя тем, что не способен постичь твой разум!»
🔹
📗См. «Сийар А’лям ан-Нубала», 10/31.
➖
🔈Аль-Байхаки передал, что Абу Мухаммад аз-Зубайри сказал:
🔹
«Один мужчина обратился к аш-Шафи’и, сказав: «Поведай мне о Коране! Является ли он творящим?»
—Аш-Шафи’и ответил: «Боже мой, нет!».
—«Является ли он сотворенным?»
—Аш-Шафи’и ответил: «Боже мой, нет!»
Этот человек снова спросил: «Значит, он несотворен?»
—Аш-Шафи’и ответил: «Боже мой, да!»
—Мужчина спросил: «А какие доказательства, что он несотворен?»
—Тогда аш-Шафи’и поднял голову и спросил: «Ты признаешь, что Коран является Словом Аллаха?»
—Тот ответил: «Да».
—Аш-Шафи’и сказал: «А это уже было сказано до тебя.
Всевышний Аллах сказал: “Если же какой-либо многобожник попросит у тебя убежища, то предоставь ему убежище, чтобы он мог услышать Слово Аллаха” (Сура «ат-Тауба», аят 6.)
“А с Мусой Аллах разговаривал напрямую” (Сура «ан-Ниса», аят 164.)
—Далее аш-Шафи’и спросил у него: «Ты признаешь, что Аллах всегда существовал, обладая даром речи? Или же ты считаешь, что Аллах всегда существовал, не обладая даром речи?»
—Человек ответил: «Нет, Аллах всегда существовал, обладая даром речи».
—Услышав это, аш-Шафи’и улыбнулся и сказал: «О, жители Куфы! Поистине, вы приходите ко мне, говоря об опасных и серьезных вещах. Если вы признаете, что Аллах существовал извечно также как и Его Речь, то откуда вы взяли следующие слова: “Поистине, Речь – это Аллах, либо все, кроме Аллаха, либо не Аллах, либо без Аллаха”?! Тогда мужчина умолк и вышел».
🔹
📗См. «Манакиб аш-Шафи’и», 1/407- 408.
➖
Имам Аль-Лалакаи передал от ар-Раби’ бин Сулеймана, что аш-Шафи’и сказал:
🔹
«Тот, кто говорит, что Коран сотворен, является неверующим».
🔹
📗См. «Шарх Усуль Итикад Ахль ас-Сунна уа аль-Джама’а» (1/252).
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2
«Я слышал, как Малик говорил: «Остерегайтесь ереси /бид’а/!». Кто-то спросил: «О, Абу ’Абдуллах! А что такое ересь?» Он ответил: «Это – еретики, которые говорят об Именах Аллаха, Его качествах, Его Речи, Его Знании и Его Могуществе, не воздерживаясь при этом от таких разговоров, от которых воздерживались сподвижники и те, кто искренне и в точности последовал за ними».
См. «Замм аль-Калам» (каф 173 — алиф).