Один из самых черных эпизодов морской истории Одессы связан с гибелью в 1941-м году грузопассажирского парохода «Ленин». Построили судно в 1909-м году в Германии. До революции оно называлось «Симбирском». Пароход перевозил людей и грузы между портами русского Дальнего Востока, Китая, Кореи и Японии. С 1925-го он ходил уже на Черном море, совершая рейсы между Одессой и Новороссийском.
С началом Великой Отечественной пароход мобилизовали, чтобы вывозить из Одессы эвакуированных. В свой последний поход он ушел 24 июля, имея на борту, по разным данным, от 4000 до 5200 человек.
Во время перехода «Ленин» более чем на сутки застрял в Севастополе. Вечером 27 июля судно взяло курс на Ялту в составе конвоя. В 23:33 под правым бортом «Ленина» произошел взрыв. Старый пароход затонул за 10 минут. С него успели спустить всего две шлюпки. Другие суда и корабли конвоя подобрали с поверхности воды около шести сотен человек. Остальные погибли.
Как выяснилось потом, «Ленин» подорвался на советской мине (некоторые историки предполагают, что его могла потопить румынская или немецкая субмарина, но эта гипотеза ничем не подтверждена). Трибунал, разбиравший обстоятельства гибели судна, признал виновными в произошедшем лоцманов – старшего лейтенанта Ивана Штепенко и лейтенанта Ивана Свистуна. Своей вины офицеры не признали, но суд был неумолим. Штепенко приговорили к 8 годам тюрьмы после войны и отправили в штрафбат, а Свистуна расстреляли. В 1992-м году военный трибунал Черноморского флота пересмотрел дело Свистуна, констатировал отсутствие в действиях офицеров состава преступления и отменил приговор.
Что касается «Ленина», то поднимать его не стали. Сейчас он лежит на глубине 97 метров в двух с половиной милях от берега, неподалеку от мыса Сарыч и президентской дачи «Заря». В 2010-м году судно обследовали с помощью телеуправляемого подводного аппарата «Софокл» струдники института археологии НАН Украины.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев