«ВЫрыта| дАктилем| Яма глубОкая».
Сам термин ДАКТИЛЬ пришёл из греческого языка; «daktylos» буквально означает «палец». Считается, что это название возникло в связи со сходством этой стопы и пальца руки: первая фаланга пальца длиннее остальных двух. Стопа дактиля состоит из сильного (ударного) первого слога, и двух слабых,
в виде схемы это будет так:
! _ _
С помощью нумерации отмечается так: 1-4-7-10-13-16...
Примеры дактиля:
Для большей наглядности примеров— выделим икты (ударные гласные в стопе) заглавными буквами. Сосчитаем слоги и пронумируем икты соответсвующими цифрами, разделим на стопы.
тУчки не/бЕсные/ веЕчные/ страАнники!/ 1-4-7-10
стеЕпью ла/зУрною/ цеЕпью жем/чуУжною/ 1-4-7-10
мчИтесь вы,/ бУдто как/ Я же из/гнаАнники/... 1-4-7-10
с мИлого/ сЕвера/ в стОрону/ Южную./1-4-7-10
(М. Ю. Лермонтов)
вОздух про/зрАчный и /сИний,/ 1-4-7
вЫйду в цве/тОчные/ чАщи./ 1-4-7
пУтник, в ла/зУрь ухо/дЯщий,/ 1-4-7
тЫ не дой/дЁшь до пус/тЫни./ 1-4-7
вОздух про/зрАчный и /сИний./ 1-4-7
(С. Есенин)
Хочется обратить ваше внимание на то, что при использовании трёхсложных размеров, строки часто бывают неполностопными. То есть несколько стоп может быть из трёх слогов, а последние слоги ( один, а то и два) целую стопу не создают. Это вполне нормально, не стоит волноваться.
Наиболее распространены трёхстопные (схема: ! _ _ ! _ _ ! _ _) и четырёхстопные (схема: ! _ _ ! _ _! _ _ ! _ _ ) дактили.
Многие известные поэтические произведения написаны именно этим метром. Самое первое, что приходит на ум, когда речь заходит о четырёхстопном дактиле,
Многие произведения Афанасия Афанасьевича Фета написаны трёхстопным дактилем. Вот отрывки некоторых из них:
ТЫ гово|рИшь мне: прос|тИ !
Я гово|рЮ: до сви|дАнья!
ТЫ гово|рИшь: не грус|тИ!
Я замыш|лЯю при|знАнья.
ДИвный был |вЕчер вче|рА !
ДОлго он |бУдет в по|мИне;
ВсЕм, – только| нАм не по|рА;
ПлАмя блед|нЕет в ка|мИне.
«Ты говоришь мне: прости…».
Часто можно встретить строки, в которых последняя стопа укорочена на один-два слога. Примером этого может служить стихотворение Брюсова «Звёзды закрыли ресницы». Оно написано трёхстопным дактилем. Особенность размера заключается в том, что в каждой строке есть как полные стопы, так и неполные, содержащие по 1-2 слога. Однако среди них есть ударные, поэтому такую стопу необходимо учитывать как полную.
ЗвËзды зак|рЫли рес|нИцы,
НОчь завер|нУлась в ту|мАн;
ТЯнутся |грËз вере|нИцы,
В сЕрдце лю|бОвь и об|мАн.
Вот лёгкое и нежное стихотворение Ивана Андреевича Бунина, написанное четырёхстопным дактилем:
ТАет, си|Яет лу|нА в обла|кАх,
Яблоня| в бЕлых, куд|рЯвых цве|тАх.
ЗЫбь обла|кОв и мел|кА, и неж|нА,
ВОзле лу|нЫ голу|бАя о|нА.
В хОлоде| гОлых, проз|рАчных ал|лЕй,
Пробует |цокать, тре|щит соло|вей.
В дОме, уж |тËмном, в рас|крЫтом ок|нЕ,
Девочка |косы плет|ёт при лу|не.
СлАдок и| нОв ей ве|сЕнний рас|скАз,
МИру рас|скАзанный |тЫсячу |рАз.
«Первый соловей»
Немного отвлечем внимание от дактиля общей информацией: Каким бы размером вы ни писали, старайтесь не использовать строку длиннее шести стоп! Стихотворение становится тяжёлым в прочтении, читающему тяжело такое читать, а при чтении вслух ему и дыхания не хватает!
Известно, что в России XVIII веке моду на дактиль задал А. П. Сумароков. Через XIX век эта тенденция даже перешла в XX век – многие авторы создают свои произведения, используя дактиль, неторопливость и торжественность которого создавала особый настрой.
По сей день, дактиль является востребованным метром, который позволяет создавать самые различные стихотворения, как мажорные и ритмичные, так и мелодичные и романтичные.
Дактилю выпала важная роль –
Есть от чего возгордиться:
Шагом торжественным словно король
Шествует óн по странице.
Друзья! Если что-то не очень понятно, задавайте вопросы — разберём в комментариях.
#ОгонëкДушиМарафонРитмы Задание.
Написать стихотворение дактилем не более 16 строк. В первых четырех строках выделить икты и сделать расцифровку.
Присылаем стихи на модерацию. Не забываем ставить два хештега : хештег автора и хештег задания, например,
#ОльгаГусеваОгонëкДуши#ОгонëкДушиРитмы3
Комментарии 147
Юную /вИшню,
лАсково /глАдит луч/Ом.
вЕчер без /тучек
СтЕлится/ плЮшем
зА говор/лИвым ручь/Ём.
(В третьей и шестой строках "Ом" и "Ём", не смотря на то, что всего один слог, считаются стопой! Неважно, сколько слогов, но, если есть икт, то это стопа, если нет икта, то нет и стопы.)
.
Над частоколом
Ветер приколет
Месяца бледную брошь.
Скоро стемнеет.
В клёнов аллею,
Снова сегодня придёшь?
.
Ты на свиданье
Вновь с опозданием -
Тут я уже целый час!
В цвете сирени
Спрячем смущенье
Наших неопытных ласк.
.
Падает вечер
Тихо за речку,
Травы в росе искупав.
Я претендую
На поцелуи -
За опоздание штраф!
***
В жизненной бездне
Вёсны исчезли,
В даль улетели года.
В давнюю юность
Мы бы вернулись,
Путь кто подскажет туда?
В Окна стучАлся дОждь .1-4-6
ГрЕю твоЮ ладОнь, 1 -4-6
ЗнАю что не уйдЁшь. 1-4-6
.
В лЁгкой плЯске огнЯ. 1--4- 6
В тАнце скользИт силуЭт. 1-4-6
В рАннем рассвЕте днЯ 1-4-6
ТУскло мерцАет свЕт. 1-4-6
.
ВкУс дорогОго вИна, 1-4-6
МЕркнущий свЕт свечИ. 1-4-6
ТОлько однА мне нУжнА 1- 4 - 6
В Этой глухОй ночИ.1-4-6
.
И поцелУев шЁлк 1-4-6-
БУдет горЕть огнЁм. 1-4-6
ПрЯча стыдлИвость щёк 1-4-6
МЫ не уснЁм вдвоЁм. 1-4-6
ДАКТИЛЬ УСЕЧЁННЫЙ
тебя я крепко обниму
вдвоем с тобою в тишине
лишь волчью душу я пойму
с тобой частенько по лесам
бродить я буду без конца
и хорошо же будет нам
мы участь избежим свинца
тебя от пули я закрою
ведь я друзей не предаю
с тобою в нору я зароюсь
краюху хлеба разделю
Волчара друг иди ко мне
душа моя с твоей душою
в небесной плачет вышине
и на луну с тобой я вою
ДА волчья песнь подходит мне Любовь Трубкина
Я потерЯла пОкой!
СЕрдцу зАбыть нЕлегкО...
ГОрькой утрАты тАкой...
ПлАчут сО мнОй НЕбесА,
СлЕз нЕ могУ я унЯть.
СлЫшу в ночИ голосА!
НО, ничегО нЕ понЯтЬ!
БОженька, прАвду скАжИ:
* КАк мОй СынОчек роднОй?*
ЗвЕздный покОй покАжИ!
ДАй емУ встрЕчи сО мнОй!
# Арефьева Татьяна.* Огонёк души!*
# Огонёк души. Ритмы 1.*
............................
В ласковый вечер
Счастью на встречу
Я тороплюсь.
И в поцелуе ,
Сердце волнуя,
Нежно сольюсь.
.
Тьма за горою
Флёром закроет.
Полночь идёт.
В небе развесит
Ласковый месяц,
Звёзд хоровод.
.
В роще зелёной
Ночь для влюбленных
И до зари
Сердцу усладу
Дарят рулады
Нам соловьи.
.
Словно подружки,
Звёзды - веснушки
Над головой.
Нежное слово
Слушать готовы
Вместе со мной.
Это не дактиль. Здесь ямб.
Я потерЯла покОй!
Таня, пожалуйста, ещё раз внимательно прочитайте тему и сделайте разбор стихотворения не торопясь, проговаривая каждой слово вслух. Икты поставлены неправильно.
и на глади воды
протянулася рябь,
как улыбки озер.
И под цвет бирюзы,
от небесной звезды,
запузырила хлябь
средь ондатровых нор.
Приползли облака,
звезд невидно во тьме,
дождь закапал шурша
по листам и воде.
Капли, пав с высока,
пролились по сосне,
по стеблю камыша
растворясь в темноте.
Просыпалась заря,
тучи вдаль унесло,
солнца луч зацепил
облака за крыло.
Освещая края
часть опушки лесной,
луч по лесу бродил
и вокруг рассвело.
Пролетает вальдшнеп
над моей головой,
белка в ветках мелькнет
и опять тишина.
Только ястреб свиреп,
над зеленой сосной,
он добычу клюет,
пир его допоздна.
Любовь Трубкина
и на глАди водЫ.
Любовь, простите, но это анапест. Ударение на первом слоге.
невдалеке друг друга,
они волчат плодили
когда им пела вьюга.
Потомки подрастали
и бегали гулять,
к поляне, там играли,
домой звала их мать.
Кормила и ласкала
любимцев мать волчица,
охотилась где скалы
на уток у водицы.
И зайцев добывала,
пернатых глухарей,
она не уставала
любить своих детей.
Подросшее потомство
резвилось на полянке,
в веселье и задорстве,
прыжки и догонялки.
С соседней стаи тоже
волчата прибегали,
с собой увидев схожих
все весело играли.
За лето подружились,
под зорким оком мам
и солнце золотилось
по скошенным лугам.Любовь Трубкина
Это ямб.
НевдАлекЕ друг дрУга.
Опять ямб.