ЧАСТЬ 2. В советский период ситуация начала меняться, но не в одночасье. Коллективизация 1927-1929 гг. дала старт существенному изменению жизни крестьян, людей отрывали от земли, раскулачивали, семьи стали мельчать, а соблюдать религиозные традиции было просто опасно для жизни. И если рожденные в довоенное и послевоенное время женщины еще имели то восприятие стариков, благодаря которому могли хотя бы отчасти становиться «идеальными бабушками», то рожденные в 60-70е уже почти полностью потеряли такую способность. Существенный отпечаток на них дало попрание религии, свободное отношение к узаконенным абортам, относительная свобода в период оттепели и начала брежневского застоя.
Сегодня многие бабушки по статусу, а не по возрасту, старыми быть не хотят. Приобретая новую «должность», они тут же пытаются с ней бороться: «мол, я еще молодая, поэтому пусть внучок называет меня просто по имени, а не бабушкой». Таково веяние времени. В потребительском обществе быть стариком страшно, даже стыдно. Старость – это уже не жизнь, не наслаждение, поэтому от нее надо спрятаться. Призывы по типу «возьми от жизни все, ведь ты этого достойна» толкают продлевать время наслаждениям, поэтому женщина пытается бороться со своим отражением в зеркале, воспринимая тело не как некий дар, а как обременяющее проклятье.
В каждом возрасте есть своя красота и, находясь в благородных летах можно оставаться привлекательной, ухоженной женщиной, излучая внутренний свет. Вне зависимости от образования к этому периоду жизни женщина должна становиться мудрой особой жизненной мудростью, а не знанием всевозможных модных технических новинок. И если рядом с внуком оказывается такая старушка-подружка, то связь поколений просто прерывается. Благодаря чему нынешние дети рискуют вырасти еще более примитивными и никакие соцсети или «240е» айфоны не научат их житейской разумности.
Нередко бывает так, что бабушка из-за отсутствия своей личной жизни, интересов, начинает жить исключительно своими взрослыми детьми и внуками. Когда это становится единственным смыслом для нее, то в отношениях неизбежно происходит разрыв.
ЧАСТЬ 3. Вспоминается автобиографическое произведение Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» как очень яркий пример авторитарного лидерства бабушки доходящего до леденящей душу комичности. Поэтому самое первое и главное для современной бабушки – не вмешиваться в семью своих детей, оставаться помощницей, миротворцем, быть деликатной, уметь всех сплотить, стать молитвенницей. Но всегда для бабушки главным человеком должен оставаться дедушка, только тогда в каждой из семей будет гармония, ведь сказано: «да прилепится муж к жене своей и оставит отца и мать свою, да будет двое плоть едина» (Быт. 2:24).
По слову преподобного Паисия Святогорца, бабушка в семье – это великое благословение. А в свою очередь для бабушки, внуки – ее венец (Прит. 17:6). Однако с этим знанием от царя Соломона к бабушке приходит и ряд обязанностей, одна из которых – оставить для внуков наследие христианской веры. Если родители по своей молодости могут этого не понимать, то старики несут ответственность за то, чтобы делиться с внуками своими знаниями о воскресшем Господе, свидетельствовать о Промысле Божием в их собственной жизни, а не инфантильно бояться старости. В подобном страхе скрывается боязнь смерти, потому что «смерть грешника люта». В самый момент кончины человеку открывается духовный мир: кому мы служили при жизни, те и встречают нас. Не случайно святые отцы умирают с радостью на лице, произнося: «Ангелы за мной пришли». И какой великий ужас виден на лицах неверующих, потому что их окружают бесы. Если мы в этой жизни с Богом значит, с Ним будем и в вечности. Однако если современные бабушки в своих семьях прекратят проповедовать Христа, давать евангельские знания, молиться, то через какие-то 20 лет новое поколение рискует остаться без знаний о вере, которые впитывать нужно с младенчества.
⠀
Автор: Виктория Колтыга
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев