Если когда-нибудь Вам удастся посетить Рейксмюсеум (нидерл. Rijksmuseum) — художественный музей в Амстердаме, который по праву считается одним из самых посещаемых художественных музеев мира, то Вы обязательно обратите внимание на странные вазы в витринах.
На первый взгляд они выглядят, как экзотическая керамика из Азии, которую можно так часто увидеть на картинах старых мастеров нидерландской живописи XVII века.
Балтазар ван дер Аст "Цветы в китайской вазе и бабочка на грозди винограда"
Только выглядят эит вазы ,на первый взгляд, несколько странно: не совсем понятно, для чего нужна ваза, в которую нельзя поставить весь букет целиком. Но вы наверняка уже догадываетесь, что не всё так просто с этими вазами.
Нидерланды в XVII веке переживали "Золотой век" и были магнитом для охотников за богатством, торговцев, учёных, художников и вольнодумцев со всей Европы. Правительство молодого государства предоставляло большие религиозные свободы своим гражданам, потрясающие возможности для образования и огромное поле для заработка хороших денег.
Адрианус Эверсен "Вид на канал"
Как следствие, у молодой нидерландской республики выросла не только численность населения, но и благосостояние. Даже рядовые граждане Нидерландов могли позволить себе люксус: богатые украшения, дорогую одежду, ткани и бумагу, редкие пигменты, фарфоровую утварь, а так же экзотические цветы - тюльпаны.
Ведь до обвала тюльпанной биржи в феврале 1637 года в Алкмаре они были символом неслыханного богатства и продавались исключительно поштучно. Причём стоили они так много, что нидерландские богачки украшали себя тюльпанами вместо золота и драгоценностей.
Тюльпанной лихорадкой были охвачены почти все граждане Нидерландов. Для сравнения, предполагаемому учителю Рембрандта — Якобу ван Сваненбургу (нидерл. Jacob van Swanenburgh, 1571-1638) для того, чтобы заработать один гульден, нужно было написать три тюльпана.
Маррел Якоб "Цветы в упавшей вазе"
На бирже в Алкмаре некоторые луковицы продавались по цене до 6000 гульденов, что действительно превосходило по своей стоимости и золото, и бриллианты. Тюльпаны выращивали, чтобы продавать и торговать на бирже. Они пользовались спросом у многочисленных художников.
Якоб ван Хюльсдонк "Тюльпаны в вазе"
И их хотели видеть в своих домах богатые горожане.
Особенной популярностью пользовались пламенные тюльпаны. Многие поколения селекционеров сломали себе голову над проблемой их размножения. Никто не мог понять, почему иногда из одной и той же луковицы на будущий год вырастал совсем другой цветок. В ход пускались всевозможные ухищрения от связывания двух половинок различных луковиц до подкрашиваний и алхимии.
Виллем ван Альст "Цветы и бабочки"
Секрет непредсказуемости разгадали только в XX веке. Причиной прекрасной пламенной окраски была и есть болезнь растений, которую вызывает Мозаичный вирус.
Андрис Дениелс и Франс Франкен Младший "Ваза с тюльпанами"
В XVII веке никто ещё не знал о существовании мозаичного вируса, а для прекрасных, дорогих и экзотических цветов, тем более если их лепестки украшали языки пламени, нужна была достойная оправа. Ею и стали специальные вазы для тюльпанов, придуманные нидерландскими мастерами.
Хосе Эскофет "Натюрморт"
Новомодные вазы позволяли богатым горожанам выгодно демонстрировать свой достаток в виде экзотических тюльпанов.
***
***
***
Эти специальные вазы для тюльпанов имели самые необычные формы. Но их основной отличительной чертой была отдельная выемка для каждого стебля.
Причём если в этих вазах не было цветов, они сами по себе служили прекрасным украшением интерьера. У знати большим спросом пользовались весьма дорогостоящие вазы-пирамиды.
Все полочки вазы-пирамиды разбираются и собираются, как детская игрушечная пирамидка. Каждый "слой" представляет из себя самостоятельную вазу.
Первые подобные вазы для тюльпанов придумали голландцы, но по ряду причин были сначала вынуждены производить товары в Китае. Однако такая ситуация продлилась недолго, потому что за дело взялись голландские мастера керамики из города Делфт - родины Яна Вермеера.
Сине-белая изящная китайская керамика пользовалась огромной популярностью у знати. Однако из-за сложностей производства и трудностей перевозки цены на неё были просто заоблачными.
Вильям Кальф "Натюрморт"
Нежнейший китайский фарфор был намного тоньше и изящнее тех керамических вещей, которые производились в самой Голландии или по соседству.
Вильям Кальф "Натюрморт"
По свидетельству музея искусства и ремесла в Гамбурге у китайцев был достаточно хитрый процесс производства, выработанный веками. Ещё до обжига изделия из глины расписывали оксидом кобальта - как раз тем самым прекрасным синим.
Поверх филигранного рисунка наносили прозрачную свинцовую глазурь и только потом отправляли предметы на обжиг так, чтобы узоры сплавлялись под высокой температурой одновременно с поверхностью глины и с самой глазурью.
Свинцовая глазурь так же делала цвета на посуде особенно сочной и яркой.
***
Для того, чтобы удовлетворить быстро растущий спрос на сине-белую посуду, делфтские мастера керамики стояли перед довольно тяжёлой задачей. Им нужно было попытаться повторить процесс производства китайского фарфора, хотя он содержал слишком много неизвестных: каким был точный химический состав, какова была температура обжига и пр.
Решению производить более дешёвую сине-белую керамику на Родине последовала череда экспериментов.
В процессе выяснилось, что популярную китайскую посуду производили из каолина - специальной белой глины, которая водилась в то время только в отдалённых горных регионах Китая. Слово 'каолин' происходит от китайского gāo lĭng- высокие горы. Речь о глине из местечка Гаолинг в юго-восточной провинции Китая Цзянси, где впервые и был обнаружен каолин, известный так же как "фарфоровая глина".
Залежи белой фарфоровой глины в Китае.
Голландским мастерам пришлось поднапрячься, чтобы придумать достойную альтернативу. Так на свет появилась сине-белая голландская керамика, которая очень походила на китайскую, но отличалась по своему составу.
Голландцы придумали покрывать обычную глину белой цинковой глазурью, а синюю роспись просто имитировали по белой глазури. Да, делфтская керамика была намного толще китайской, но была не менее прочной и к тому же красивой.
Позже голландские мастера сочетали ориентальные мотивы росписи с типично голландскими - мельницами, кораблями....
Делфтскую керамику стали звать Делфтской синей (нидерл. Delfts blauw). Расхожее название на русском - Делфтский фарфор.
Этот перевод сильно вводит в заблуждение, потому что речь здесь идёт всего лишь об имитации фарфора - о фаянсе, который расписывали белой и синей глазурью и лишь имитировали внешний вид китайского фарфора.
И только когда каолин - фарфоровую глину нашли в XVIII веке и на территории Европы, Делфтским синим стали называть любую посуду с сине-белой росписью: и фаянсовую, и фарфоровую, причём даже если её больше не производили в Делфте.
***
Cтоит запомнить, что расхожее название на языке производителя - Делфтская синяя или Делфтский синий (Delfts blauw или Delfts blue) или в крайнем случае называть это добро Делфтской керамикой, но никак не фарфором!
Хосе Эскофет "Натюрморт"
Некоторые тюльпанные вазы расписывались синим и красным цветом.
Цветная роспись была так же весьма характерна для делфтских мастеров, потому что им не нужно было придерживаться многовековой традиции китайского фарфора и можно было экспериментировать с самыми разнообразными цветами глазурей, потому что они использовали метод многоразового обжига при низких температурах.
Сначала обжигались глиняные сосуды сами по себе, потом покрывались белой глазурью в качестве грунтовки и расписывались синей глазурью поверх белого. Всё это добро обжигалось.
Для позолоты была уже дополнительная ступень обжига. Возможным это было как раз потому, что фаянсовая посуда более толстая, чем фарфоровая - можно было экспериментировать.
***
После женитьбы Вильгельма III, принца Оранского (нидерл. Willem Hendrik, Prins van Oranje; 1650 — 1702) на королеве Марии II, Стюарт (англ. Mary II; 1662 — 1694) молодожёны отправились в Гаагу. Там Мария просто влюбилась в голландский ориентальный "фарфор" и заказала у делфтских мастеров целую серию ваз и всевозможных керамических изделий для своих дворцов как в Нидерландах, так и в Англии.
Именно королева Мария II была огромной поклонницей цветов в интерьере и насчитывала в своей коллекции керамики самое большое количество экзотических ваз, про которые мы уже знаем, что они тюльпанные.
***
***
***
И хотя брак был неудачным и бездетным, голландцы полюбили Марию. А она словно в благодарность позаботилась о том, чтобы Делфтский синий был модным во всех уважающих себя дворянских и знатных домах.
Керамические бюсты Вильгельма и Марии, выполненные в стиле Делфтской синей керамики.
Не в последнюю очередь благодаря Марии на свет стали появляться самые причудливые объекты - от шкатулок и декора до известных нам со времён Петра I голландских плиток для камина и кухни.
***
***
***
Особенная любовь знати к сине-белой делфтской керамике привела к тому, что её стали производить не только в Делфте, но и по всей Европе, в том числе в Англии и во Франции.
В XVIII веке некоторые мастерские уже даже подделывали логотип делфтских мастеров, а изделия было действительно довольно сложно отличить - где оригинал, а где высококачественная подделка.
***
В самом Делфте было сразу несколько керамических мастерских. Сейчас осталась только одна Royal Delft, которая производит тюльпанные вазы с разбросом цен от 25 до 5000 евро.
Зато Делфтский "фарфор" по праву считается национальным достоянием Нидерландов и неотделимой частью истории развития этой прекрасной страны.
***
Так что вот такие они непростые эти вазы, в которые не поставишь целый букет, но обнаружишь целый пласт истории развития Европы.
Хосе Эскофет "Натюрморт"
Очень интересный рассказ! Благодарю! Браво мастеру, который придумал эту красоту! С какой точностью нужно выполнить все вазы, особенно высокие, чтобы в собранном виде это был великолепный ансамбль!
А я купила вазочку такую в Делфте, а в следующий раз фигурки детей фарфоровые, а потом мельницу и чашку, прямо впадаю в слабо контролируемое разумом состояние при виде красоты такой, как же мне нравится, спасибо, Автор, так интересно, так подробно я нигде не читала и таких фото не видела и музыка в исполнении Дэвида Гаррета великолепна!
Благодарю за прекрасный рассказ. Особенное спасибо за музыку в исполнении Дэвида Гаррета ( Этот красивый гениальный музыкант заслуживает отдельного большого рассказа). давно мечтаю побывать в Делфте и Генте..Надеюсь, что когда-т о моя мечта осуществится..
Я представляю ..эту красоту!!! Просыпаешься утром..а перед твоими глазами подобные вазы.. и масса штучек.г типа башмачков.. сабо...мельниц...часов..вазочек...А так как у меня такого нет... то я просто открыла глаза.. и увидела все эти шедевры в теме Валентины!!! Валентина! Вы кудесница ..!!!)))
Ну..и об изобретательности и фантазии))))..это же надо так уметь..из дешевый китайской глины создать керамические изделия и называть их фарфоровыми!!!! но думаю керамика ггжель не уступает ни в чем!!!)))
Очень интересно, спасибо автору за рассказ. Подумать только, какой-то вирус, а какие шедевральные тюльпаны сотворил!)))) теперь буду знать, откуда взялась такая пламенная окраска у тюльпанов. А находчивые мастера придумали оригинальную конструкцию вазы, чтобы каждый цветок блистал своей красотой. Браво!))
You can see events and new things happening in Paris in real time every day. Reality Paris best places Paris top places. Eiffel Tower best View.Thing to do ...
You can see events and new things happening in Paris in real time every day. Reality Paris best places Paris top places. Eiffel Tower best View.Thing to do ...
You can see events and new things happening in Paris in real time every day. paris best places Paris top places. Eiffel Tower best View.Thing to do in Paris...
Комментарии 43
давно мечтаю побывать в Делфте и Генте..Надеюсь, что когда-т о моя мечта осуществится..