❗Знаете ли вы старинные традиции Вербного воскресенья ⁉
❗В православном богослужении существовал специальный чин, который являлся воспроизведением Евангельских событий.
Вплоть до VII века Патриарх шествовал по Красной площади на коне, наряженном в ослика, которого лично вел под уздцы царь.
Это действо называлось «Шествие на осляти» и напоминало людям о событиях Входа Господа в Иерусалим.
❗Сейчас эту традицию упразднили и верующие просто освящают веточки вербы в память о пальмовых ветвях и встрече Спасителя в Иерусалиме. В знак готовности чествовать Иисуса как Царя Небесного, великого ликования. В этот день обычно стоит ясная и теплая погода.
Верба — знак встречи Триумфатора и Победителя смерти, именно так следует встречать Спасителя.
❗Верба — это еще и символ прощения и доброты.
Мы держим в руках свежие весенние веточки в знак того, что готовы простить наших обидчиков, как и нас прощает Господь, которого люди распяли после того, как встретили Мессией и Царем.
При этом народные приметы о том, что на счастье надо съесть почку вербы, сварить из нее отвар для богатства или здоровья и т.д., — не более чем суеверия, к которым Церковь призывает не прислушиваться.
Вербное воскресенье — трагический праздник перехода Великого поста к Страстной седмице, но он же напоминает нам о грядущей Пасхе.
❗Радость моя, а вот размышления о Вербном Воскресении архимандрита Саввы (Мажуко).
Делимся с благодарностью к автору:
❗"Если бы дни ангелов праздновали по фамилии, то святитель Григорий Палама был бы именинником на Вербное воскресенье.
«Палама» в переводе значит «ладошка» или «пальмовая ветвь» — два значения, которые перекочевали вместе с этим греческим словом в латынь, а из латыни в английский, французский, итальянский и другие языки.
Вербное воскресенье переводите, как понравится – «пальмовое воскресенье», «воскресенье ладошек».
Привычное для нашего уха слово «паломник» тоже «проросло» из пальмы.
❗В древности человек, отправляющийся к святым местам, брал в руки пальмовую ветвь – знак святого и чистого дела, молитвенного подвига, воздетых к Богу ладошек.
На Востоке пальмовой ветвью встречали победителей.
Римляне в связи с этим даже богиню победы именовали «пальмовая богиня».
Почему пальма? Листья пальм похожи на ладошки.
А ладошками очень приятно махать, приветствовать, прощаться и здороваться.
❗Ладошками люди радуются. Если не радуются ладошки, радость не полна. Должны быть полные ладошки радости. А пальма – это будто твои ладоши, только – вон, сколько в них радости, сколько восторга и привета! Разрослись руки от радости! (...)
❗(...) Христос – чудотворец, и все это знают, а чудотворцам совершенно естественно творить чудеса, иначе и быть не может.
И вот Господь садится на ослёнка и едет навстречу смерти и страданию, зная о предательстве – не только иудином грехе, — все разбегутся, а народ этот, так пламенно его приветствовавший, будет плевать Ему в лицо, требовать распятия, смеяться над его нечеловеческим страданием. И всё это очень скоро. Всего-то через несколько дней после этого грандиозного входа в Иерусалим.
❗Но Господь приемлет эту честь от своих будущих предателей и мучителей.
Приемлет с благодарностью, слишком зная непостоянство сердца человеческого.
Для нас эти вербочки, которые мы с такой радостью приносим в храм, за которые с такой надеждой держимся, не только знамение победы, но и знак снисходительности и всепрощения.
Наши сердца непостоянны. Наши мысли нетверды, а намерения изменчивы.
❗Мы предаём Бога так часто, так привычно. Каемся, просим прощения и снова хватаемся за вербочки, как дети, в восторге и надежде выкрикивая имя Божие, но потом снова предаём, сами участвуем в Распятии Христа своим малодушием и болезненной страстностью.
А Господь всё равно принимает от нас это приношение, зная непостоянство наших сердец, зная нетвердость наших нравов, — принимает без укора, с благодарностью и благословением.
❗А потому верба это еще и символ не только Божественной, но и человеческой снисходительности, всепобеждающей доброты: если нас Господь прощает и принимает от нас даже малые крупицы добра, без укора и суда, так и нам следует подражать Богу милосердия, принимая своих близких и снисходя к ним, замечая и отмечая с благодарностью, может быть, самые незначительные зерна добра и доброты в жизни тех, кто, кажется, совсем отказался от всего доброго и святого, «снисходя к ним любовью», целуя их радостные ладошки".
Автор: архимандрит Савва (Мажуко)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев