Используя наработки по тягачу, на Delaunay-Belleville опять же в инициативном порядке запустили разработку среднего танка. Изобретать велосипед в Сен-Дени не стали: изготовленный в 1919 году танк представлял собой увеличенный в размерах Renault FT. Носовая часть и башня были взяты от предшественника без изменений. Боевая масса выросла до 15,8 тонны, что потребовало установки нового двигателя и, соответственно, удлинения корпуса почти на метр. Одновременно корпус был сделан шире, и связано это было уже не только с новым двигателем. Дело в том, что в носовой части, слева от механика-водителя, находилась 37-мм пушка.
В таком, несколько неуклюжем, виде конструкторы Delaunay-Belleville реализовали концепцию Schneider CA.3. Незамеченной инициативная разработка не осталась. Ею заинтересовался генерал Эстьен, отец французского танкостроения.
Итоги Первой мировой войны для французского танкостроения оказались весьма противоречивыми. С одной стороны, именно французы создали лучшие танки Великой войны, первыми перейдя к оптимальной компоновке, признанной впоследствии классической. С другой стороны, полностью реализовать потенциал своей танковой промышленности они не успели. Тяжёлые танки прорыва, главное детище Эстьена, на поля сражений не успели. Кроме того, они оказались слишком дорогими, что и предопределило их дальнейшую судьбу.
Что же касается Renault FT, то он, несмотря на то что был лучшим лёгким танком мира, всё равно оказался далёк от идеала. Защищён он был только от пуль винтовочного калибра, а поставить в него что-то крупнее 37-мм пехотной пушки оказалось задачей не из лёгких. В конце концов Эстьен пришёл к разумному выводу: будущее — за средними танками. Их размеры позволяли иметь и достаточно толстую броню, и мощное вооружение, а обходились они куда дешевле, чем тяжёлые танки.
Согласно концепции Эстьена, Renault FT должны были уйти в небытие, постепенно уступив место на полях сражений «боевым танкам» (char de bataille, или Char B). Их боевая масса оценивалась в 13–14,5 тонны, а общая концепция во многом повторяла Schneider CA.3. В качестве основного вооружения предусматривалась 75-мм пушка, как орудие минимального калибра, способного эффективно бороться с лёгкими укреплениями. Предполагалось, что она будет находиться в лобовой части корпуса. Экипаж должен был состоять из трёх человек. Наличие вращающейся башни считалось не обязательным, и в любом случае там планировалось разместить вооружение не крупнее пулемёта.
Готовить почву к началу работ Эстьен начал в 1920 году. Год спустя, в конце 1921 года, генерал инициировал программу по разработке нового танка. Помимо Delaunay-Belleville, к работе Эстьен подключил фирмы FAMH, FCM, Renault и Schneider. Согласно первоначальному договору, первый заказ на Char B составил 120 танков. По итогам работ Delaunay-Belleville получала заказ на 10 машин, FAMH — 15, FCM — 15, а Schneider и Renault — по 30.
По предложению Эстьена, фирмы должны были вместе разрабатывать этот самый Char B. На деле все получилось совсем не так: почти все производители пошли своими дорогами. Более того, Delaunay-Belleville, которая первой реализовала в металле концепцию нового среднего танка, довольно быстро вышла из конкурса. Её танк лишь по массе подходил под предъявленные тактико-технические требования, в остальном же он оказался устаревшим. Таким образом, конкурентов осталось четверо.
Из-за роста требований к бронированию, которое должно было составлять минимум 25 мм в лобовой части и 20 мм по бортам, в боевую массу 14,5 тонны разработчики вписаться не смогли. Кроме того, в конце концов требование установить башню с пулемётным вооружением стало обязательным.
Нет комментариев