Самая страшная пора в жизни «русского Версаля» началась с захватом его немцами - они хозяйничали здесь, как хотели, не жалея вековой истории. Больше всего в то время пострадал Нижний парк, от его первозданного облика практически ничего не осталось - в первые же дни оккупации в Большой дворец попал снаряд, и здание горело три дня. Под страхом расстрела немцы запрещали местным жителям тушить огонь. Они не жалели ни зданий, ни насаждений: вырубали и сжигали вековые деревья, грабили и уничтожали дворцы комплекса, тысячами вывозили музейные экспонаты (некоторые коллекции живописи и скульптуры до сих пор безвозвратно утеряны), вывели из строя водопроводную систему фонтанов, которую потом долго пришлось восстанавливать... Величественный когда-то Петергоф теперь превратился в мощную крепость. Вместо золоченых фонтанов, мраморных статуй и нарядных Дворцов здесь было доты, дзоты, противотанковые сооружения, рвы, окопы, колючая проволока, минные зоны, воронки от взрывов и завалы - всё это сделало территорию Петергофа практически непроходимой…
⠀
В составе немецких войск, занявших город, действовала 2-я рота батальона особого назначения, в функции которой входило отбирать культурные ценности и отправлять их в Германию. В течение нескольких месяцев оккупанты вывозили оставшееся музейное и парковое имущество, а то, что нельзя было вывезти, преднамеренно и методически уничтожали. Именно тогда от гитлеровских варваров жестоко пострадали многие дворцово-парковые сооружения Старого Петергофа - их подрывали и поджигали. Так как уже на третий день после оккупации города все его жители были выселены, практически не сохранилось свидетельств о разрушении Петергофа, и нет никакой информации об украденных музейных экспонатах. Опрос свидетелей, которых удалось разыскать в 1944 году, мало что дал. Сообщалось только, что «Большой дворец загорелся от снаряда, попавшего в церковный флигель» в день захвата Петергофа, и что оккупанты запретили тушить пожары. Рассказывали, что первые несколько дней на территории парка постоянно что-то горело, и когда жителей угоняли из города, в небе над ним они могли видеть огненно-красное зарево…
⠀
Помимо Большого дворца в первые месяцы оккупации крупно пострадал и Монплезир, который стал частью оборонительного узла: на его террасе была огневая точка - крупнокалиберный пулемёт, направленный в сторону залива. В этом дворце немцы устроили караульное помещение с нарами, для обустройства которых было изуродовано всё внутренне убранство дворца.
Для отопления здания они использовали железные буржуйки, трубы которых вывели через камины - бесценная художественная лепка их была уничтожена. Топили немцы всем, что могло гореть - в ход шли оконные рамы, дубовая обшивка, паркеты, панно… Остались только подпорные столбы в галереях; если бы и их выбили, перекрытия бы рухнули. Но сделать это гитлеровцы не успели: сожгли только два столба в восточной галерее, отчего перекрытие несколько провисло, после чего им пришлось бежать под ударами советских войск.
⠀
В середине января 1944 года Петергоф удалось освободить от захватчиков. Но даже когда город был очищен от врагов, его разрушение продолжалось. Перед своим отступлением немецкие солдаты постарались как можно лучше заминировать территорию, и при её расчистке потом то и дело происходили взрывы, в результате которых появлялись новые жертвы не только среди людей, но и среди уцелевших памятников архитектуры. Одним из самых больших разрушений того времени стал дворец Марли - он был взорван миной замедленного действия.
Кроме того, были уничтожены все сооружения Английского парка, Английский дворец и павильоны, а также дворцы и павильоны всех пейзажных парков, созданных в XIX столетии.
⠀
Неимоверными усилиями ленинградцы уберегли и Петропавловский собор, и Эрмитаж, и Исаакиевский собор. Но «от Петергофа осталось только небо», как написала поэтесса блокадного Ленинграда Ольга Берггольц… Одним из первых, кто увидел Петергоф после оккупации, был и военный корреспондент Павел Лукницкий. Он вошёл в знаменитый пригород Северной столицы вместе с частями Ленинградского фронта 19 января 1944 года, и его новость, опубликованная в газетах, открыла ленинградцам страшную правду: их любимый Петергоф почти полностью уничтожен… «Стремительным натиском наших войск освобождён от немецко-фашистских захватчиков Петергоф — ещё недавно красивейший уголок в мире, гордость русского зодчества, любимое место отдыха ленинградцев. Мы идём по Петергофу вместе с бойцами роты офицера Волтовского. Немецкие дикари, оставляя город, подожгли уцелевшие здания. Вот разгромленный и разрушенный Большой дворец. Сейчас он в огне. Пылает всё, что уцелело от разрушения…
Горит и Монплезир. Повсюду пепел, развалины. Фашистские варвары всё осквернили, разрушили и подожгли. Старинный собор немцы разграбили и испакостили. Храм превращён ими в отхожее место… Группа бойцов стоит у аллеи фонтанов. Непревзойденное по красоте место, куда устремлялись тысячи и тысячи экскурсантов со всех концов страны, теперь опустошено. Величественный Самсон распилен и увезён. Вся система фонтанов приведена в негодность. Деревья парка фашистские мерзавцы безжалостно вырубили, прежних садов больше нет… В целом ощущения такие, что Петергоф превращён в пепел и восстановлению не подлежит. Сжимая автоматы и винтовки, проходят бойцы мимо разрушенных дворцов…», - так описывал увиденное Павел Лукницкий.
⠀
Сотрудники Петергофского музея увидели его несколько дней спустя. В воспоминаниях одной из сотрудниц Марии Тихомировой, датированных 31 января 1944 года, говорится следующее: «Первое, что встало перед глазами за разрушенными воротами и оградой Верхнего сада, — неописуемый хаос каких-то обломков, полузасыпанных снегом, громадный противотанковый ров, пересекающий весь сад, а за ним обгорелые руины Большого дворца без золотых куполов. … Нижний парк сверху казался снежной пустыней с мёртвыми чёрными деревьями, опутанными проводами, а в захламлённом ковше каскада стоял пустой пьедестал Самсона. По парку пришлось пробираться узкими тропинками и видеть всё новые и новые руины: разбитые в куски мраморные колонны Львиного каскада, полуразрушенную Золотую гору со ступенями, лишёнными золотой обшивки, обгорелые остатки дворца Марли и, наконец, Эрмитаж, где не осталось его подъёмного стола с затейливым механизмом, а наверху стояло орудие, дуло которого, направленное на Кронштадт, высовывалось из пробитой стены верхнего зала».
⠀
Уже в 1944 году, сразу после снятия Ленинградской блокады, Петергоф был переименован в Петродворец - слишком болезненно звучало немецкое слово на фоне немыслимых разрушений. Тут же начались и поиски музейных вещей по пути отступления нацистских войск — в Эстонии, Латвии, а затем и в Германии. В состав комиссии, осуществлявшей эту работу, вошел искусствовед Aнатолий Кучумов, хранитель Янтарной комнаты перед Великой Отечественной войной и просто человек, хорошо знавший коллекции всех пригородных музеев и участвовавший в их эвакуации. Уже позже он писал, что в конце войны в Петергоф было возвращено несколько дворцовых предметов из заграницы, однако «ущерб, нанесённый Петергофу, не может быть сравним с потерями других музеев Ленинграда. За время войны он (наряду с музеем «Царское Село») потерял больше раритетов, чем какой-либо другой музей-заповедник, и разыскать удалось лишь немного принадлежавших ему предметов. Из утраченных более чем 16 тысяч (!) предметов было найдено только около 250-ти».
⠀
Так, вскоре после войны из Нюрнберга на своё место - в центральный бассейн Верхнего сада - вернулась скульптурная группа, без которой невозможно было бы восстановить фонтан «Нептун». И стол в Белой столовой Большого дворца, на котором стоит сегодня сервиз Екатерины II работы Д. Веджвуда - он не был бы столь прекрасен без найденных в Прибалтике предметов из сервиза императрицы.
Не была бы и полной коллекция живописи дворца Марли без возвращенной из Берлина картины «Птичий двор» художника А. ван Олина, когда-то приобретённой по заказу Петра Великого специально для Петергофа... А спустя почти 50 лет после войны из Берлина вернулась и картина «Кайзер Вильгельм I перед Парижем» из кабинета Александра II Фермерского дворца. Однако самую большую военную утрату Петергофа - его главный символ, фонтанную группу «Самсон, раздирающий пасть льва», установленную в 1735 году в память о победе русских войск над шведами под Полтавой, найти не удалось. «Самсон», которого можно увидеть в ковше Большого каскада в наши дни, был воссоздан в 1947 году по архивным фотографиям и документам скульпторами. История же настоящей статуи до сих пор остаётся неясной: либо она была вывезена в Германию и переплавлена на металл, либо утонула при перевозке на корабле, либо где-то скрыта до сих пор. Каких-либо документов, которые могли бы прояснить судьбу «Самсона», так же не найдено.
Комментарии 3
Толь что прочитала "Бунташный остров" Ю.М. Нагибина