Советский Союз славился своими внедорожниками. Нельзя сказать, что рынок был переполнен различными моделями и модификациями. Однако, в продаже были представлены такие автомобили, которые всегда славились хорошими эксплуатационными способностями в различных условиях. Здесь можно отметить продукцию компаний УАЗ, ГАЗ, АвтоВАЗ. Это только известные автомобили, которые хранят большую историю. Однако, в СССР были и такие производители, которые предпринимали попытки в выпуске новых моделей, но до серийной сборки не доходили.
Не все знают, что на АЗЛК тоже разрабатывали собственный внедорожник. Данный автомобиль даже обозначили индексом Москвич-515. Все это время он считался перспективным для развития проектом.
Советские внедорожники начали свою историю после окончания Второй Мировой войны, последствия которой отразились почти на всех странах. Поэтому перед специалистами стояла одна задача - восстановить с нуля всю страну. А для этих целей, в первую очередь, требовался транспорт. Дороги в то время были разбиты, а большую долю территории занимали деревни и села. Поэтому требовалось создать транспортное средство, которое отвечало всем требованиям по проходимости.
В стране уже был создан ГАЗ-67, разработанный на Горьковском автомобильном заводе. Немного позже на его базе выпустили другую модель - ГАЗ-69. Именно в этот момент АЗЛК задумался о разработке собственного внедорожника.
В 1950-х годах начали появляться различные автомобили с колесной формулой 4х4. Среди таких моделей можно отметить ГАЗ-М72, Москвич 410 и 411. Первый был построен на базе автомобиля Победа М20. Все вышеуказанные автомобили строились на базе легковых несущих кузовов. Если оценивать возможности такого транспорта, все эти модели вполне могли эксплуатироваться вне дорожного покрытия. Однако, длительное использование начало вскрывать все недостатки в конструкции. Специалисты отмечали недостаточную жесткость кузова и проблемы с раздаточной коробкой. На этом этапе конструкторы поняли, что все попытки создать внедорожник на базе легкового автомобиля были напрасными. Появилась новая цель - строить автомобиль с нуля.
Главный конструктор Москвича в то время - Гладилин Игорь. Первые испытания автомобиля проводили в 1959 году. Доработанные машины вышли на испытания уже через пару месяцев и показывали высокую проходимость. Несмотря на преимущества, у конструкторов оставалось поле для работ. В 1959 году было построено 2 образца внедорожника. Министерство обороны дало зеленый свет - выпускать автомобили и использовать их в качестве транспорта в армии.
Однако, в 1960 году выпуск был приостановлен из-за разногласий. Министерство быстро отказалось от проекта, а сам завод имел большую нагрузку в виде других проектов. Несмотря на такое положение, конструкторы продолжали совершенствовать модель и дорабатывать на ее основе моторы. Так, успешный на начальном этапе проект не оказался нужен почти никому. При идеальном развитии событии эта модель могла составить конкуренцию знаменитой Ниве.
Проект закрылся, но спустя десяток лет АЗЛК решил вновь вернуться в теме компактного внедорожника и в 1973 году сделал прототип «Москвич-415С» — тот же открытый «415-й», но с изменённым оформлением передка, более мощным мотором «Москвич-412», удлиненной для большего комфорта колесной базой и новой коробкой передач.
В 1974 году машину модернизировали ещё раз, присвоив ей индекс «Москвич-2150», но и во второй раз сделать её серийное моделью не получилось — Министерство автомобильной промышленности отдало приоритет более современной тольяттинской «Ниве» и решило не запускать одновременно производство двух внедорожных автомобилей. В заводских отчётах московские конструкторы тщетно обращали вниманию чиновников, что перспективные машины «Москвич-415С» и ВАЗ-2121 не являются конкурентами. По из мнению рамный Москвич больше подходил для сельской местности, и являелся отличным мобилизационным резервом для армии, будучи в производстве значительно дешевле, чем УАЗ-469 (из того количества металла, который уходил на производство одного УАЗа, можно было изготовить два 415С). Но не судьба — военных Москвич уже не интересовал, а для гражданского рынка и экспорта ВАЗ-2121 представлялся более перспективным. Да и в 1975 году пост Министра автомобильной промышленности занял Виктор Николаевич Поляков, авторитарный руководитель, традиционно отдававший предпочтение ВАЗу и часто задвигавший Москвичи на второй или третий план, во многом с его приходом АЗЛК стал потихоньку сдавать свои позиции еще во времена СССР.
Два прототипа «Москвич-2150» попали в заводской музей и сейчас они хранятся в музее «Московский транспорт» на Рогожском Валу. А вот единственная модель вездехода «Москвич-415С» чудом сохранилась до наших дней, но долгие годы тихо умирала вдали от посторонних глаз на дачном участке в Калужской области, около 10 лет шли безуспешные до настоящего времени переговоры с владельцами о его продаже.
Известно что после испытаний Москвич-415С выкупил один из работников завода, не не смог поставить его на учет, о чем свидетельствую черные номера с надписью "ПРОБА" и практически не использовал все это время, наверное благодаря этому состояние Москвиченка не самое плохое. Сейчас реставрацией уникального экземпляра занимается мастерская Simonov Motors, просто здорово что таким уникальным чудесно спасенным экземплярам из нашей истории дают право на вторую жизнь!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 6