От автора: В статье рассмотрено как правильно делать добро и как принимать благодарность. Показан психологический механизм негативного ответа окружающих и их причины.
Известная поговорка гласит: «не дела добра, не получишь зла».
Как же это не делать добра? Почему не делать? Людям сложно делать зло – альтернатива добра, да и смысл делать зло.
Людям нравится делать добро, изначально мы нацелены на взаимовыручку и поддержку – это нам помогло выжить в суровых условиях первобытной жизни. И тут такая поговорка – народная мудрость. Почему?
Мне приходилось слышать:
- Я всегда делаю людям только добро, а они мне делают зло часто.
А как же равновесие? Как же принцип равенства – что ты, то и тебе?
Интересная ситуация.
Есть притча о том, что Николай Угодник ходил по местности, в которой он жил и люди могли находить в своем доме золотые монеты. Долгое время они не знали, как монеты попадают в дома, пока случайно не увидели Николая. Почему он так делал? Он заботился о себе и о людях тоже. Почему же нельзя было зайти в дом и дать денег? Люди были благодарны за такие подарки, тем более, что подарки эти всегда были вовремя – кому то нужно было лечиться, а кому то жениться и пр.
Объяснить данные противоречия и смысл народной мудрости нам поможет психология. Восхищаюсь мудростью людей, которые переносили эти знания через века, однако истинное значение народной мудрости понимается в усеченном варианте.
Итак, психология изучает психику человека.
А психика человека (мы касаемся только выбранного аспекта) устроена как раз по принципу равновесия – ты мне я тебе.
В человеческой традиции существует множество способов благодарить за добро – благодарность словесная, благодарность материальная в виде подарков или действий, а так же денежная благодарность в виде цены за товар.
Когда человек попадает в эти отношения «ты мне – я тебе» - все просто и понятно:
Сделали что то хорошее нам – спасибо.
Благодарность родителям может быть забота о них и помощь по хозяйству.
Множество людей создали для нас массу полезных и нужных вещей, которые мы купили и пользуемся, заплатив деньги за эти вещи. Таким образом обмен – деньги – вещь, или деньги – услуга.
Однако бывает и по другому, Вот тогда и начинаются противоречия.
Простой пример, который мне рассказывал молодой человек.
Соседи, пожилая пара, попросили его вскопать огород. Он вскопал огород, но денег не взял. Он рассудил, что если люди в возрасте, то они малоимущие и он сделает добро тем, что не возьмет деньги за свою работу. Уговоры пожилой пары только добавляли решимости в добродетели молодому человеку. Больше эти люди никогда не обращались к нему за помощью.
Другой пример более показателен.
Девушку отправили в новый магазин, в котором она помогла администратору привести документацию в порядок, научила обрабатывать информацию, дала кучу ценных советов. В конце дня она получила выговор за то, что пришла на работу в пьяном виде. Та девушка, которой досталось коллекция знаний доложила в административный корпус о пьянстве помощницы.
Вот уж воистину «не делай добра – не получишь зла».
Самое время вспомнить психику человека, что бы понять, что же происходит.
Вы скорее всего заметили, что в обоих примерах добра было «слишком» много. И еще решающим фактором было то, что у одаряемых не было возможности отблагодарить дарителей.
Человеку просто в системе честного обмена – ты мне вскопал огород, я тебе заплатил. Денег не взяли.
В голове у человека возникает так называемый когнитивный диссонанс – противоречие в голове, вызванное нарушением привычного порядка действий или невозможностью сделать привычные действия. Это состояние приводит к возникновению тревожности и негативным эмоциям, от которых, естественно, человек хочет избавиться.
Вот тут и начинаются удивительные последствия добра. Для восстановления собственного спокойствия человек может выбрать несколько стратегий поведения.
Самая распространенная и простая стратегия – это уменьшение значимости поступка, а чаще самого человека, который добрым поступком ввел человека в когнитивный диссонанс. Таким образом и появилось пьянство на работе у девушки в нашем примере. Иногда, такое ответное зло бывает многократным. И вообще отношения портятся, потому что данный человек ассоциируется с негативными эмоциями и внутренним беспокойством.
В первом примере мы столкнулись со стратегий игнорирования. Это тоже идет через унижение самого «доброго» человека. Фразы типа, «да он вообще дурак (странный, не от мира сего, с бодуна, думает он самый умный и пр..), не стоит иметь с ним больше дела».
То есть у одаряемого так же остается неприятный осадок и он сторонится человека, сделавшего добро.
Какую бы стратегию не выбрал человек для выхода из когнитивного диссонанса, важно понять, что человек это делает на подсознательном уровне, и он просто спасает себя в данном случае.
Можно обижаться на людей, однако проще, зная особенности человеческой психики, стараться позволять людям быть добрыми. То есть, позволяйте людям благодарить Вас. Можете даже сами придумать эту благодарность, что бы люди понимали, что они смогли сделать то, что привыкли – «ты мне - я тебе».
Например, в случае огорода, человек мог сказать, что его работа стоит ведро картошки или что то еще, что посильно на его взгляд, но достойно оплаты за труды. А девушке, можно было предложить купить ей мороженное или вообще сказать, что достаточно простого спасибо, потому что она сама была в такой ситуации, и в этой системе принято помогать друг другу.
То есть каким либо образом оговорить данную ситуацию с благодарностью, позволив человеку быть хорошим, то есть отблагодарить Вас.
Инет
Нет комментариев