Вначале является прилог.
Прилог, сказали святые отцы, (преподобный Иоанн Лествичник, Филофей Синайский и иные), – «это простой помысл или образ [чего-либо] случившегося, являющийся уму. Это просто какая-либо мысль, уму человека принесённая. И это безгрешно, ни похвалы заслуживает, ни укоризны, так как не в нашей власти. Ибо невозможно, чтобы не было к нам прилога вражеского помысла.
Собеседование (сочетание) с явившимся помыслом, иначе говоря – принятие внушаемого врагом помысла, то есть рассматривание его и беседа с ним по произволению нашему. Это означает [уже] обдумывание какой-либо мысли, принесённой уму. И это не всегда безгрешно.
Сосложение – это согласие души с помыслом, соединённое с услаждением.
Пленение – это насильственное и невольное порабощение сердца или продолжительное мысленное собеседование с явившемся помыслом, разоряющее наше доброе устроение.
Страстью же называют уже сам порок, от долгого времени вгнездившийся в душе и через навык сделавшийся как бы природным свойством, так что душа уже произвольно и сама собой к нему стремится.
Ступени, по которым грех входит в человека
Некоторые причины возникновения греховных помыслов
Себялюбие
«Себялюбие... является причиной всех страстных помыслов».
Душевные страсти
«...помыслы приходят в движение от страстей, ибо если бы не было в душе страстей, то страстные помыслы не беспокоили бы её».
Желание удовольствий
«Когда сердце полно желания удовольствий, тогда возникают греховные помыслы и слова».
Чрезмерные мирские заботы, суетные и праздные беседы
«Когда преимущественно занимаемся мирскими заботами и плотскими делами и вдаемся в суетные и праздные беседы, тогда злые помыслы умножаются в нас».
Рассеянность
«Рассеянность ума дает повод к возникновению греховных помыслов».
Чувства, память и состояние тела
«Ум получает страстные помыслы тремя путями: через чувства, состояние тела и память».
Телесные чувства
«Телесные чувства (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) возбуждают в уме страстные помыслы, когда являются проводниками впечатлений, которые произвели на них вещи, к которым мы имеем страсть». Поэтому преподобный Максим Исповедник пишет: «Великое дело не пристращаться к вещам, но ещё более – быть бесстрастным к мысленным их впечатлениям, ибо брань злых духов с нами через помыслы – жёстче брани через сами вещи».
«Порочные помыслы входят в душу человека в основном через чувства, посредством которых, как через дверь (по словам Святителя Тихона Задонского) «всякое зло входит в сердце наше... и рождает беззаконие». Указывая на душевный вред, происходящий от внешних чувств, святитель призывает «не давать им свободу». Потому что они могут «совратить дом наш душевный».
Состояние тела
«Несоблюдение воздержания тела (в питании, сне и т. п.) или по какой-нибудь причине изменившееся состояние тела побуждает к страстным помыслам».
Память
«Память возобновляет мысли о вещах, к которым мы пристрастны, и возбуждает в уме таким образом страстные помыслы». «Вещи вне ума, а мысленные представления их внутри его. В его власти употреблять эти представления хорошо или худо».
Н.В. Маслов "Значение мыслей в жизни человека"
Молитва ко Пресвятой Богородице
Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение, и вся скверная, лукавая и хульная помышления, от окаяннаго ми сердца, от помраченнаго ума моего, и погаси пламень страстей моих, яко нищ и окаянен есмь, и избави мя от многих лютых воспоминаний и предприятий, и от всех действ злых свободи мя, яко благословенна еси от всех родов, и славится Пречестное имя Твое во веки. Аминь.
Нет комментариев