“Когда мы жили на даче у бабушки, к нам туда приезжали автолавки. Никаких магазинов во времена СССР там не было, продукты и нужные вещи дачники привозили из города, таская на себе в тяжелых рюкзаках. Так что приезд автолавки был долгожданной радостью”, – читаю в воспоминаниях одной семьи.
Такие автолавки ездили по отдаленным районам страны, где из-за малочисленности населения было невыгодно строить магазины. Продавали в них продукты, одежду, ткани и даже книги.
Первые автомагазины появились ещё в 1930-е гг. Сначала это были просто грузовики с откидными бортами. Но чтобы сохранить качество товаров, особенно продуктов, нужны были спец-фургоны.
Нарком внутренней торговли Ипполит Вейцер, впоследствии репрессированный, предложил разработать автомагазин закрытого типа, где особое внимание уделялось культурному оформлению и удобству для покупателей и продавцов.
В новых автофургонах торговля шла через прилавок в заднем торце кузова. Покупатель поднимался к прилавку по откидной ступеньке. Кузов был оформлен полукруглыми застеклёнными и освещаемыми витринами.
Для продавца были откидное сиденье, касса-пульт и умывальник. Зимой было отопление от выхлопной системы, а на остановках – электропечью. Летом – вентилятор. Вечером автомагазины можно было подключать к коммунальной электросети. Скоропортящиеся грузы хранились в холодильнике.
В Москве с 1 мая 1936 г. до конца 1960-х гг. работали три таких автолавки: одна Мосгастронома и две «Стрела» центрального торгово-производственного управления НКВД. Кроме того, большое количество автолавок работало в системе Центровоенторга, обслуживая лагеря, маневры, учения и переходы.
С началом Великой Отечественной войны большинство автофургонов было переоборудовано в санитарные автомобили для фронта. Только после войны жителей малых деревень и хуторов стали обслуживать автолавки на постоянной основе.
Развозная торговля была важна и для миллионов колхозников, которые месяцами жили в полях: посевная, сенокос, уборочная. Выручали людей автомагазины.
Сегодня автолавки стали довольно популярным бизнесом для торговли не только в удаленных поселках, но и на городских рынках, в парках.
Расскажите, кто-нибудь помнит советские автолавки?
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев